В четверг защитники старой Москвы предприняли очередную попытку остановить начавшийся на прошлой неделе снос здания Веерного паровозного депо Октябрьской железной дороги, расположенного в нескольких сотнях метров от Ленинградского вокзала по ходу поездов. Активисты общественного движения «Архнадзор», поддерживаемые депутатами фракции КПРФ Мосгордумы, заблокировали работу строителей, расширявших брешь, проделанную экскаватором в стене здания.
Участники акции требуют наложить мораторий на все работы до получения выводов прокуратуры, осуществляющей проверку законности сноса здания.
По мнению «Архнадзора», здание является «выявленным историческим архитектурным объектом», заявленным на статус памятника и постановку на государственную охрану, а также расположено на территории охранной зоны, где любые работы должны быть согласованы с департаментом культурного наследия.
Построенное в 1891–1892 годах, Веерное депо Ленинградского вокзала в Москве считается типичным образцом промышленной архитектуры конца XIX века и, как подчеркивают в «Архнадзоре», является уникальным объектом (ближайший его аналог можно найти только в Санкт-Петербурге).
Руководство ОАО РЖД решило снести часть депо, чтобы освободить пространство для прокладки нового железнодорожного пути. На что «Архнадзор» ответил ежедневными пикетами возле главного офиса компании.
Как рассказал «Газете.Ru» начальник депо Вадим Куруленко, два здания, в которых в настоящее время расположены офисы управления Московского отделения дороги и само локомотивное депо, остаются на месте. Сносится изолированное здание, стоящее на том месте, через которое должна пройти дорога. «Раньше это строение входило в общий комплекс, но лет 15 тому назад было продано в частные руки, — рассказал Куруленко. — Сначала здесь располагалась частная слесарная мастерская, потом здание вообще оказалось заброшенным. И сейчас оно выкуплено в целях освобождения участка».
В пресс-службе РЖД заявили, что снос проводится законно, так как здание не является памятником культуры, а проект строительства четвертого главного пути на участке Москва — Крюково, в рамках которого ведутся работы по демонтажу части Веерного депо, одобрен Главгосэкспертизой.
Кроме того, депо находится на балансе железной дороги и на федеральной земле, поэтому никаких согласований с городскими органами охраны памятников не требуется.
«У нас есть все разрешительные документы, — заявил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы ОАО РЖД Дмитрий Перцев. – Поэтому мы будем продолжать работу. А если прокуратура выдаст какое-то предписание, тогда и будем на него реагировать».
Между тем, по мнению координатора «Архнадзора» Дмитрия Лисицина, снаружи здание и так уже превращено в руины, и, если продолжится демонтаж внутри депо (разворотное кольцо, стойла), бороться уже будет не за что.
По словам активиста, инцидент с депо поднял на поверхность еще более глубинную проблему – «самозваную экстерриториальность» частной компании. Он заявил, что экстерриториальностью в Москве обладают только посольства иностранных государств, которые тем не менее строго соблюдают столичное законодательство. «Следуя логике РЖД, балансодержатели могут устанавливать собственную градостроительную политику — от такого подхода может пострадать множество исторических зданий, — говорит Лисицын. – И Веерное депо не первый прецедент. В городе Окуловка РЖД снесло здание вокзала – единственный памятник в этом городе».
Кроме того, по мнению «Архнадзора», РЖД «бросает открытый вызов городским властям», проигнорировав требование департамента по культурному наследию столицы о прекращении сноса.
В ходе переговоров с руководством департамента имущества ОАО РЖД руководство Москомнаследия напомнило, что Веерное депо хоть и не является памятником архитектуры, но находится на территории объединенной охранной зоны. И по закону все, что происходит на этой территории, должно согласовываться с департаментом. То есть, прежде чем приступать к сносу, необходимо было в установленном порядке вынести вопрос на заседание специальной комиссии Москомнаследия и дождаться получения разрешения на проведение работ.
Снос здания незаконен, подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе департамента.
«Вопрос о разборке строения по адресу Комсомольская площадь, владение 3/36 (Веерное депо Николаевской железной дороги) на заседание данной комиссии не выносился. Разрешение на снос данного строения департаментом культурного наследия города Москвы не выдавалось. В соответствии с действующим законодательством Москомнаследием направлен запрос в прокуратуру города Москвы с целью проверки законности факта проведения работ по демонтажу указанного здания», — говорится в официальном заявлении пресс-службы.
На более высоком уровне судьба Веерного депо не обсуждалась. Хотя такая возможность была.
В понедельник мэр Москвы Сергей Собянин и президент ОАО РЖД Владимир Якунин подписали протоколы о намерениях. Стороны договорились продолжить сотрудничество, в частности передать РЖД территории, непосредственно прилегающие к вокзалам; создать новую схему пассажирских пригородных перевозок, выработать инвестиционные проекты по улучшению движения по вылетным железнодорожным магистралям и малому железнодорожному кольцу Москвы.
Вопрос о Веерном депо на этой встрече не обсуждался, подтвердил Перцев. По словам пресс-секретаря РЖД, он вообще не видит связи между подписанными серьезными документами и историей с депо. Никаких разногласий между руководством города и компанией нет, уверен он, а «ложку дегтя в бочку с медом» пытаются добавить сами задающие подобные вопросы СМИ.
В пресс-службе столичного градоначальника ситуацию не комментируют. В пятницу активисты «Архнадзора» начинают пикетировать мэрию. «Мы хотим узнать, почему правительство Москвы столь благосклонно относится к нарушению законов города», — сказал Лисицин.