В Калининграде в четверг завершился судебный процесс над старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения уголовного розыска Западного УВД на транспорте Романом Макаровым. Уголовное дело в отношении старшего лейтенанта Макарова было возбуждено еще четыре года назад, когда он работал оперуполномоченным отдела уголовного розыска Ленинградского РОВД города Калининграда.
Преступление, по данным следствия, произошло в октябре 2006 года, когда в райотдел доставили 27-летнюю Светлану Л., подозреваемую в квартирной краже.
— Макаров ночью отвел девушку в кабинет для допроса, — рассказали «Газете.Ru» в управлении Следственного комитета по Калининградской области. – Как потом выяснилось, Макаров не был членом следственно-оперативной группы, работавшей по данной краже, и, следовательно, не имел законных оснований для допроса. Когда девушка несколько раз отрицательно ответила на вопросы о причастности к краже, оперативник ударил девушку, а затем велел ей раздеться. Вновь получив отказ, милиционер заковал девушку в наручники, заведя руки за спину, раздел догола. Потом он надел на голову девушки противогаз.
По словам Светланы, от дальнейших издевательств ее спасли шаги в коридоре. Как говорится в материалах дела: «Услышав шаги в коридоре, опасаясь быть уличенным в совершении тяжкого преступления, Макаров прекратил свои противоправные действия и отвел девушку в камеру для административно задержанных».
Проплакав всю ночь в камере, наутро девушка рассказала о допросе следователю, который вел дело о краже. Хотя иных свидетелей преступления не было, следователь записал показания и направил материалы в прокуратуру, которая возбудила уголовное дело по факту превышения должностных полномочий.
Однако в 2006 году дело было приостановлено со странной формулировкой: «В связи с отсутствием реальной возможности участия подозреваемого в уголовном деле». Все это время Роман Макаров продолжал работать в правоохранительной системе. Правда, он уволился из Ленинградского РОВД, в здании которого произошло преступление, но устроился в транспортную милицию на аналогичную же должность.
Уголовное дело было возобновлено только спустя год, когда прокуратура передавала архив дел новой структуре — Следственному комитету.
Первое судебное заседание состоялось 13 ноября 2010 года. К этому времени Светлана уже успела родить ребенка. Процесс восемь раз откладывался из-за неявки свидетелей, в основном сотрудников милиции, работавших вместе с Макаровым в Ленинградском РОВД. Например, в суд так и не пришел начальник криминальной милиции УВД по г. Калининграду подполковник милиции Андрей Орлов.
Свидетель Сергей Семашкевич, являвшийся в ту ночь оперативным дежурным РОВД, сообщил на суде, что видел только заплаканное лицо девушки после того, как Макаров вернул ее в камеру, но жалоб от девушки не поступало.
Сам Роман Макаров свою вину не признал. По его словам, он не бил и не раздевал девушку, а просто общался. На суде была зачитана характеристика с последнего места работы. «Роман Александрович Макаров характеризуется положительно, нареканий по службе не имеет, на хорошем счету у руководства», — говорится в документе от ЗУВДТ.
Уголовное дело расследовалось по пунктам «а» и «б» ч.3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств»). За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Суд назначил Макарову практически минимальное наказание — 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права два года занимать должности в правоохранительных органах.
Кроме того, с подсудимого взыскано 30 тысяч рублей в счет возмещения морального вреда в пользу потерпевшей.
Роман Макаров был взят под стражу прямо в зале суда после оглашения приговора. Адвокат Светлана Дибижева заявила, что будет обжаловать приговор.