В среду премьер-министр Владимир Путин впервые высказался о версиях теракта в аэропорту Домодедово.
«По предварительным данным, нынешний теракт не имеет отношения к Чеченской Республике», – заявил премьер журналистам.
Путин также заявил о том, что Россия никогда не будет вести переговоры с террористами. «Ни одна уважающая себя страна в мире не идет по этому пути. Такие попытки переговоров с террористами и экстремистами в начале 90-х годов привели нас к первой и второй чеченским войнам, – заявил он журналистам. – Это мировая практика борьбы с терроризмом. Как только мы вступаем в переговоры с террористами, агрессия увеличивается — и увеличивается количество жертв. Мировая практика – никто переговоров с террористами не ведет». Отвечая на вопрос, что должно делать государство в нынешней ситуации, Путин отметил, что в первую очередь необходимо прежде всего развивать социально-экономическую базу на Северном Кавказе.
Также в среду прозвучало первое официальное заявление о том, что спецслужбы могли знать о готовящемся в аэропорту Домодедово. Его сделал сенатор от Магаданской области Владимир Кулаков. По словам члена Совета федерации, часть террористов, причастных к взрыву, были схвачены сотрудниками ФСБ еще в декабре 2010 года. «Я не уверен, что те группы, которые были заброшены в Москву для совершения теракта (а они на самом деле были заброшены — часть из них была изолирована еще до Нового года), не смогли бы совершить задуманное в других местах», — цитирует слова Кулакова «Интерфакс».
По мнению сенатора, основной причиной того, что спецслужбы упустили оставшихся на свободе террористов, стала коррупция в правоохранительных органах.
Ранее в ФСБ и ГУВД Москвы, комментируя сообщения СМИ о том, что о теракте в Домодедово было известно заранее, утверждали, что никакой информацией о подготовке взрыва не обладали. Представители силовых ведомств вынуждены были выступить с подобными комментариями после того, как ряд изданий со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщили, что трое предполагаемых пособников домодедовского смертника были объявлены в розыск еще до теракта и могли скрываться в Москве или Подмосковье. Как писала накануне «Газета.Ru», косвенные признаки того, что ФСБ начало активную работу по поиску боевиков в столичном регионе, появились еще осенью прошлого года. Как заявили представители правозащитной организации «Мемориал», в Москве и области прошла серия похищений мусульман вооруженными людьми, предположительно сотрудниками ФСБ. Такой метод, сказал член «Мемориала» Александр Черкасов, больше характерен для силовиков на Северном Кавказе, а подобные задержания в столичном регионе проходят впервые. «Это может говорить о серьезной оперативной работе, которая была незаконной и все равно не дала результатов», — сказал Черкасов. В ночь на 25 сентября 2010 года у Исторической мечети в Москве были похищены трое выходцев с Северного Кавказа – Зелимхан Чибиев, Магомед Исрапилов и Джамал Магомедов. Их судьба до сих пор неизвестна. Месяц спустя в Москве бесследно исчезли еще двое выходцев из Дагестана, приехавших в столицу на заработки. Как рассказали правозащитникам очевидцы похищения, дагестанцев увезли с собой «милиционеры в камуфляжной форме».
Правозащитники отмечают, что эти похищения совпадают по времени с активной фазой спецоперации против боевиков, причастных к майскому теракту в Ставрополе и августовскому в Пятигорске.
В октябре директор ФСБ Александр Бортников на встрече с президентом Дмитрием Медведевым отчитался о ликвидации бандгруппы на Северном Кавказе. Ее участники, по словам Бортникова, имеют прямое отношение к взрыву в Пятигорске. «Установлено, что эта бандитская группа имеет отношение к терактам, произошедшим 17 августа в Пятигорске, когда погибло большое количество мирных граждан, и к подготовке несостоявшегося теракта в Ставрополе 30 сентября», — сказал он. В ходе спецоперации двое боевиков были убиты, еще четверо задержаны и этапированы в Москву для допросов.
В ноябре Следственный комитет отчитался о поимке дагестанца, подозреваемого в организации теракта в Ставрополе. Не называя его имени, следователи сообщили, что им удалось установить причастность к ставропольскому взрыву еще двоих уроженцев Дагестана – Фарида Мисриева и Абибуллы Абдуллаева. Оба были убиты — Мисриев во время спецоперации в июне 2010 года, а Абдуллаев во время разбойного нападения на магазин в сентябре.
Как во вторник сообщил «Росбалт», ответом именно на эти спецоперации мог стать теракт в Домодедово. По словам источника агентства, после октябрьских рейдов ФСБ в Москву отправились трое участников так называемого ногайского батальона. Эта боевая структура северокавказских боевиков была сформирована во время второй чеченской войны Шамилем Басаевым, а затем действовала на территории Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Не исключено, что взрывы в Пятигорске и Ставрополе могли быть делом их рук. Найти выехавших в столицу участников «ногайского батальона» оперативно не удалось. Сотрудники ФСБ вышли на них лишь после того, как 31 декабря в гостевом домике стрелкового клуба в Кузьминках, который снимали террористы, в руках одной из смертниц взорвалась самодельная бомба. После этого в Волгограде была задержана ее предполагаемая сообщница. При этом на свободе, по данным спецслужб, остались еще четверо бойцов «батальона». Не исключено, что именно они причастны к взрыву в аэропорту.