К расследованию обстоятельств смерти в СИЗО юриста Сергея Магнитского удалось привлечь комиссаров ООН, сообщили «Газете.Ru» в фонде Hermitage Capital. «Специальный комиссар ООН по расследованию применения пыток Хуан Мендес подтвердил факт начала расследования по делу Сергея Магнитского, — пояснил представитель фонда. — Расследование проводят три комиссара — сам Мендес, а также специальный комиссар ООН по вопросам внесудебных убийств и казней без надлежащего судебного разбирательства Филипп Олстон и специальный комиссар ООН по вопросам независимости юристов и судей Габриэла Кнаул».
«Расследование намерено установить обстоятельства и причины незаконного ареста Сергея Магнитского, создания пыточных условий его содержания под стражей и отказа в оказании требуемой медицинской помощи, приведшие к его гибели», — добавили в фонде Hermitage Capital.
Представители ООН намерены проверить факты, указанные в 100-страничном обращении международной неправительственной организации «Редресс», оказывающей помощь жертвам насилия.
В письме «Редресс» перечисляются методы, которые «намеренно обрекли Магнитского на тяжелые страдания, боль и муки и в конечном счете привели к его смерти». Это «нечеловеческие условия содержания под стражей», непредоставление свиданий с семьей, ограничения в общении с защитниками и «намеренный отказ» в медпомощи. Правозащитники называют эти методы пытками, так как они являлись «бесчеловечными и жестокими», а значит, делают они вывод, была нарушена статья Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кроме того, по мнению авторов письма, был также нарушен стандарт ООН по соблюдению минимальных правил обращения с заключенными.
Предполагаемые подозреваемые у комиссаров ООН уже есть — в обращении перечислены российские ведомства, которые, по мнению правозащитников, причастны к организации применению пыток над Магнитским.
Среди них МВД РФ, ФСБ РФ, Генпрокуратура РФ и СКП РФ, московские СИЗО и суды Москвы. Представители «Редресс» также обратили внимание на тот факт, что сотрудники силовых ведомств, причастные к делу Магнитского, были в прошлом году не только не наказаны, но награждены и повышены в должности.
Впрочем, юридических последствий в России комиссарское расследование может и не иметь, хотя в фонде Hermitage надеются на обратное. «Расследование комиссаров ООН, возможно, подвигнет российские власти к соблюдению международных обязательств России, в соответствии с которыми в отношении чиновников, ответственных за применение пыток, должно быть возбуждено уголовное дело и виновные привлечены к ответственности», — говорят в фонде Hermitage Capital.
В Европе внимательно следят за ситуацией вокруг дела Магнитского и обстоятельств его гибели. 16 декабря Европарламент подавляющим большинством поддержал введение санкций в отношении 60 российских чиновников, входящих в «список Магнитского» — тех, кто по мнению представителей Hermitage Capital, был вовлечен в дело юриста. Резолюция не имеет обязательной силы, но рекомендует правительствам стран Евросоюза изучить возможность визовых и финансовых санкций против упомянутых лиц. В обсуждаемый документ даже была внесено осуждение позиции российских властей. Дело Магнитского в нем названо «вопиющим примером ущербности российского правосудия».
В США рассматривается законопроект, предусматривающий запрет на выдачу виз и въезд чиновников из «списка Магнитского» и членов их семей в США. Документ также замораживает их активы и запрещает любые их операции с активами. Запрет на финансовые операции тор полностью распространяется на зарубежные отделения американских банков и других финансовых организаций.
Аудитор Магнитский умер в следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. За год до смерти он дал показания следователю в связи с делом адвоката Эдуарда Хайретдинова, указывая, что изъятые документы и печати ряда фирм Hermitage были использованы для перерегистрации их на новых собственников и последующего незаконного возврата налогов на сумму 5,4 млрд рублей. Сразу после этого его обвинили в уклонении от уплаты налогов на указанную сумму и арестовали. В СКП считают вину аудитора полностью доказанной.