Кризис в столичных аэропортах продолжается — и в Домодедово, и в Шереметьево в понедельник томятся сотни пассажиров.
Екатерина, ожидающая вылета из Шереметьево в Стокгольм, рассказала «Газете.Ru», что ее рейс был намечен на 9.55 воскресенья. «Мы брали билет SAS («Скандинавские авиалинии»), но должен везти «Аэрофлот», это объединенный рейс. До 17.00 нас не регистрировали, затем объявили, что посадка начнется в 18.45, и началась регистрация. Мы ее прошли и с тех пор сидим в гейте», — говорит пассажирка. «Люди потихоньку сходят с ума», — описывает она происходящее: всю ночь люди спали на полу, на креслах и на столах в кафе, произошло несколько пьяных потасовок. «Гостиницу нам не предложили, даже беременные женщины с детьми здесь же, в зале. Несколько раз выдавали талончики на еду, но чтобы ее получить, приходится стоять в очередях», — жалуется Екатерина.
По ее словам, сотрудники аэропорта общаются с пассажирами неохотно: люди сами заходят за стойку регистрации, набирают по телефону внутренний номер, и только после этого к ним кто-то выходит.
«Но это какие-то рядовые сотрудники, которые ничего толком объяснить не могут. На требование вызвать руководство они закатывают глаза», — сообщила пассажирка. Рейс до Стокгольма отложили сначала до 2.00, затем до 9.55, последнее обновление, появившееся на табло, — 13.00. Но посадку так и не начали.
«Я так понимаю, они начинают регистрацию для того, чтобы люди не скапливались в зале аэропорта, там уже просто нет места. Некоторые отказались и прошли процедуру отмены регистрации, при мне пожилая пара решила ехать поездом из Хельсинки. Остальные надеются улететь», — говорит Екатерина.
По словам пассажиров, которые должны были накануне утром улететь из Домодедово в Тунис рейсом компании «Трансаэро», за прошедшую ночь их так и не оповестили, когда будет вылет, – несмотря на обещания компании, никто не позвонил.
«Мы всю ночь дозванивались до «горячей линии» «Трансаэро», дозвонились около шести утра – и нам сказали, что вылет намечен из Домодедово в 11–12 часов. Мы собрались и поехали в аэропорт», — говорит одна из пассажиров. По ее словам, к 12.00 на табло аэропорта так и не появилось никакой информации о рейсе. «На стойке нашей компании нам тоже ничего не говорят. Сидим, ждем, — рассказала она. — Народу в аэропорту много, в здании до сих пор полутьма, на какие-то рейсы идет регистрация, везде дикие очереди».
По словам пассажирки, перед выездом в Домодедово она позвонила в справочную службу «Аэроэкспресса», чтобы уточнить расписание поездов. «Нам сказали, что экспрессы от Павелецкого вокзала ходят по расписанию: будет поезд и в 8.00, и в 8.30. Тем не менее к 8 утра аэроэкспресс так и не подъехал к платформе. Уехали на следующем».
В аэропорту Домодедово отказались сообщить, сколько пассажиров остается в здании из-за задержки рейсов.
«Регистрация и вылет рейсов идет с ночи, начиная с полуночи вылетело 69 рейсов и прибыло 89. Пока в аэропорту остаются пассажиры 27 рейсов, вылет которых перенесен с прошлых суток на сегодня. Сегодняшние рейсы с небольшими задержками вылетают по расписанию», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь Домодедово Елена Галанова.
«По состоянию на 13.30 мск 27 декабря 2010 года аэропорт Шереметьево обеспечил выполнение 82 рейсов на вылет и 70 рейсов на прилет», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе аэропорта.
Шереметьево и авиакомпания «Аэрофлот» организовали совместный оперативный штаб: сотрудники раздают воду и талоны на еду (всего за сутки их выдано 11 тыс.). По словам представителя Шереметьево, в гостиницах разместили 2 тыс. человек, а о переносе рейсов и времени вылета «Аэрофлот» информирует пассажиров самостоятельно.
В пресс-службе «Аэрофлота» «Газете.Ru» сказали, что сообщают пассажирам об отмене и задержке рейсов с помощью электронных табло, на сайте компании и по громкой связи в аэропорту. «Те пассажиры, которые провели в гейтах ночь, сами не согласились покинуть аэропорт. Все желающие прошли процедуру отмены регистрации и разъехались ждать вылета по домам», — сказала пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг. «Если компания в чем-то виновата, то компенсации выплачиваются, но здесь речь идет о форс-мажорных обстоятельствах. Пассажиры тоже должны понимать, что это во всей Москве происходит, и не нагнетать обстановку», — добавила она.
Связаться с представителями компании «Трансаэро» в понедельник не удалось.
Будут ли пассажиры требовать компенсации за всю эту ситуацию, они пока сами не знают. По закону, предъявлять претензии они должны к авиакомпаниям, клиентами которых являются.
Как объяснили «Газете.Ru» в туристическом агентстве «Кураж», в условиях договора перевозки прописана обязанность авиакомпании предупредить пассажира в случае изменения даты и пункта отправки рейса. «При любом способе покупки авиабилета пассажир оставляет свой контактный телефон, который вносится в базу и затем передается авиакомпании, – рассказала представитель агентства Нина Молоткова. – И при необходимости компания просто делает sms-рассылку». По ее словам, в конфликтных ситуациях установить, кто прав, кто виноват, помогает распечатка из телефонной компании, показывающая, было ли отправлено соответствующее сообщение.