В пятницу Польша назвала «неприемлемым» доклад Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по итогам катастрофы президентского Ту-154 под Смоленском. «Небрежности, ошибки, отсутствие позитивной реакции на вопросы польской стороны, – все это позволяет нам считать, что некоторые из выводов комиссии безосновательны. Я не говорю, что доклад ложный, но факты должно не исследованы, как мы считаем. Давайте посмотрим, что нам ответит российская сторона», — сказал премьер-министр Польши Дональд Туск на саммите Евросоюза. Свои замечания Польша отправила России в четверг.
Туск отметил, что замечания поляков касаются не всего доклада, а некоторых его частей, в которых «Россия не выполнила требования Чикагской конвенции» (международная конвенция о гражданской авиации, которая, в частности, учредила ICAO).
МАК передал доклад польской стороне 20 октября 2010 года. В числе прочих под ним стоит подпись министра внутренних дел Польши Ежи Миллера, который является председателем польской комиссии по расследованию катастрофы. МАК должен проанализировать замечания Польши и затем уже опубликовать окончательную версию документа. Как ранее писали польские СМИ, документ в общем доступе может появиться в январе 2011 года.
Польская сторона не стала разглашать характер своих замечаний. Официальный представитель МИД России Алексей Сазонов сказал «Эху Москвы», что Россия ответит на все вопросы, которые интересуют Польшу.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК), в свою очередь, заявил, что не будет комментировать заявление Туска.
«Комитет не намерен и не будет комментировать высказывания политических деятелей, касающиеся технического расследования авиакатастрофы самолета Ту-154М №101 Республики Польша», - сообщил в пятницу официальный представитель МАК. Окончательный отчет будет доведен до общественности «в соответствии со стандартами приложения 13 ИКАО», говорится на сайте МАК.
По данным комитета, 17 декабря 2010 года глава Технической комиссии МАК по расследованию катастрофы Ту-154 Александр Морозов получил замечания Польши к окончательному отчету по расследованию авиапроисшествия. «Замечания представлены на 148 листах на польском языке с переводом на русский язык, выполненным польской стороной, — сообщается на сайте МАК. — Польской стороной указано: «Подлинник замечаний составлен на польском языке. При наличии разночтения переведенного и оригинального текстов документа решающим является текст на польском языке. При передаче окончательного отчета уполномоченному представителю Республики Польша господину Эдмунду Клиху Техническая комиссия МАК просила представить комментарии на русском или английском языках, являющихся официальными языками ИКАО. Учитывая изложенное, а также то, что текст документа имеет значительное количество технической информации и авиационной терминологии МАК предпримет меры для выверки замечаний польской стороны на русском языке с обязательным нотариальным заверением».
По словам представителя МАК, у польской стороны есть 60 дней, чтобы подготовить комментарии, после чего «отчет должен быть опубликован и предан гласности».
В 210-страничном докладе комитета, по данным польских СМИ, вина за трагедию возложена на поляков, «в том числе на пилотов».
Действия российских диспетчеров или сотрудников аэродрома Смоленск-Северный не названы в числе причин, которые, по мнению специалистов МАК, привели к катастрофе.
Но в отчете приведены данные о работе оборудования аэродрома и запись разговоров диспетчеров, писала после передачи доклада газета Wyborcza. Как сказано в сообщении комитета, в документе «приведен анализ результатов полевого этапа расследования, данных расшифровки и анализа средств объективного контроля, математического и полунатурного моделирования полета на комплексном тренажере самолета Ту-154М, а также аэронавигационного и метеорологического обеспечения полета». Техническая комиссия также проанализировала возможности радиотехнических и светосигнальных средств аэродрома, исследовала сохранившиеся фрагменты конструкции и оборудования самолета, летную и техническую документацию машины, оценила действия диспетчеров, экипажа и персонала группы руководства полетами. Как пишет Wyborcza, всего в докладе названы 72 косвенные и прямые причины, приведшие к трагедии. Также в документе прописаны семь рекомендаций, которые должны предотвратить подобные катастрофы в будущем.
Польская общественность и СМИ резко критиковали Россию за необъективное расследование. Ряд громких заявлений, в частности, в пятницу сделал газете Rzeczpospolita адвокат Рафал Рогальский, представляющий интересы некоторых родственников жертв катастрофы.
В частности, он заявил, что обратился в прокуратуру по факту уничтожения на месте крушения обломков самолета.
Поводом стал ролик польского канала TVP1, на котором рабочие разрезают обломки. Также адвокат заявил, что Польша якобы не удовлетворена результатами вскрытия тел, в том числе президентской четы Качиньских. По его словам, в отчетах о вскрытиях, к примеру, неверно указан цвет глаз одной из жертв. Адвокат предположил, что тела могут быть эксгумированы польской стороной. Официальных комментариев на это заявление не последовало.
Официальные лица ранее не подвергали сомнению действия российской стороны в ходе расследования причин катастрофы.
В конце мая представитель Польши Эдмунд Клих сделал в польской прессе сенсационное заявление. В интервью газете Rzecz Pospolita он сказал, что причиной катастрофы стала ошибка пилотов. Летчики, как отметил Клих, сознательно при показателях ниже погодного минимума аэродрома Смоленск-Северный (высота облаков 100 метров и видимость 1000 метров) пошли на снижение. При этом польские политики критиковали Туска за бездействие Польши в расследовании, обвиняя его в том, что он идет на поводу у русских и не берет расследование в свои руки.
Напомним, что президентский Ту-154 разбился утром 10 апреля на подлете к аэродрому Смоленск-Северный. На борту находились 96 человек: 8 членов экипажа и 88 пассажиров – высокопоставленные чиновники правительства, в том числе президент страны Лех Качиньский, генералы, депутаты и священники. Польская делегация должна была принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела польских офицеров в Катыни. Также в Смоленск летели члены организации «Катынские семьи» – дети и внуки расстрелянных военных.