«Нужно оповестить как можно больше людей и подъехать к 19.00 к прокуратуре», — прочитав это сообщение на сайте фанатов «Спартака» «Фратрия», футбольные болельщики начали собираться у метро «Аэропорт» с 18.30 вторника. «Не, я его не знал. Знаю только, что зарезали», — рассказывал корреспонденту «Газеты.Ru» коротко стриженный молодой человек. Его приятель оказался осведомлен лучше: «В него стреляли, и не из огнестрела, а из травматики, но в голову, поэтому умер». 28-летний Егор Свиридов погиб на севере Москвы в ночь на понедельник. Ко вторнику на задержанного по горячим следам подозреваемого — 26-летнего уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова — завели уголовное дело, но болельщики уверены, что расследование попытаются «спустить на тормозах». Чтобы этого не произошло, они и пришли вечером к зданию Головинской межрайонной прокуратуры, которая находится по адресу Ленинградский проспект, 45, объяснил «Газете.Ru» один из активистов, Вячеслав. На видео, снятом очевидцами шествия, видно, как толпа движется к Ленинградскому проспекту.
Перекрыв обе полосы Ленинградки, болельщики двинулись маршем в сторону области. «За это убийство ответят ваши дети!» — скандировали они. Сзади фанатов догонял ОМОН.
Еще один лозунг, звучавший в толпе: «Россия для русских! Москва для москвичей!» «Мы движемся в сторону метро «Сокол», собираемся дойти до Кронштадтского бульвара. Здесь не только фанаты «Спартака» — здесь русские люди», — объяснял Вячеслав. Помимо красно-белых шарфов в толпе виднелись красно-синие цвета ЦСКА. По словам болельщиков, на марш вышли около тысячи человек, такую же оценку дает пресс-служба ГУВД. По данным источника «Интерфакса», по пути фанаты громили торговые палатки и ломали дорожные знаки. Бегущие за толпой омоновцы в мегафоны уговаривали толпу «успокоиться и разойтись».
Пресс-секретарь московского ОМОН Жанна Ожимина рассказала «Газете.Ru», что руководство ОМОН заранее подготовилось к акции болельщиков, прочитав о сборе на интернет-форумах. К Головинской прокуратуре приехал начальник милиции общественной безопасности, командир ОМОН Вячеслав Хаустов. «В районе метро «Аэропорт» командир генерал Хаустов и комбаты, которые были на месте, провели переговоры с лидерами фан-движения и уговорили их уйти с проезжей части», — сообщила Ожимина. По ее словам, болельщики дошли до метро «Сокол» и разъехались: «Все прошло спокойно, без инцидентов, руководство призвало собравшихся разойтись и найти другие формы протеста». «Я давно болею, но в первый раз вижу, чтобы милиция так уважительно себя вела с русскими молодыми людьми», — удивлялся фанат красно-белых Вячеслав и присоединялся к толпе, скандирующей: «У*бывай скорей!»
Националистические лозунги фанатов — ответ на то, что среди напавших на Свиридова и его приятеля Дмитрия Филатова были кавказцы. В понедельник в ГУВД Москвы объявили об участие в драке «уроженцев Дагестана», во вторник в пресс-службе СКП уточнили: в совершении убийства подозревается выходец из Кабардино-Балкарии Черкесов. Обвинение ему еще не предъявили, следствие намерено в среду выйти в суд с ходатайством об аресте. Сейчас Черкесов находится в изоляторе временного содержания Головинского ОВД.
Дело по факту убийства Свиридова возбудили во вторник, передав материалы на уровень выше: из межрайонной Головинской в окружную прокуратуру САО.
Как рассказали «Газете.Ru» в СКП, драка на автобусной остановке у дома № 37 по Кронштадтскому бульвару произошла в ночь на понедельник, около 0.30. Участвовали в ней более десяти человек — с одной стороны кавказцы, с другой фанаты «Спартака». Черкесов стрелял в Свиридова из травматического пистолета — три пули попали в тело, четвертая в голову. Этот выстрел и стал смертельным — потерпевший скончался на месте.
Посетители форума болельщиков «Фратрия», которые первыми сообщили о случившемся утром в понедельник, уверены: кавказцы были в большинстве и напали первыми. По словам фанатов, Свиридов стоял на остановке с несколькими приятелями и девушкой, они ловили такси, чтобы ехать домой. На следующий день 28-летний болельщик собирался ехать в Словакию на матч с «Жилиной», был весел и много смеялся. «Кавказцы посчитали, что смеются над ними», — объясняют посетители «Фратрии» агрессию нападавших. По их словам, в приятеля Свиридова Филатова попали шесть пуль, он находится в больнице. В правоохранительных органах информацию о втором пострадавшем не комментируют.
Подозреваемого Черкесова задержали к утру понедельника сотрудники Головинского ОВД. Дело по ч. 1 ст. 105 УК (убийство) завел следственный отдел Головинской прокуратуры, во вторник материалы передали в следственный отдел Северного административного округа (САО). За это преступление Черкесову, если его вину докажут, грозит до 15 лет тюрьмы. Фанаты возмущены, что не задержан никто из предполагаемых сообщников стрелявшего.
В националистических кругах утверждают, что в минувшие выходные произошло еще одно убийство в ходе драки с выходцами из кавказских республик. «В ночь на 5 декабря на улице Миклухо-Маклая во время драки с кавказцами был убит Михаил Антончик. Он скончался в больнице под утро», — сообщил «Газете.Ru» координатор националистической организации «Русский вердикт» Алексей Барановский. В ГУВД ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не смогли.
Летом в драке с чеченцами погиб другой болельщик «Спартака» — 22-летний сотрудник ВГТРК Юрий Волков. Он скончался 10 июля у входа в метро «Чистые пруды» от ножевых ранений. Обвиняемыми по делу проходят 22-летний Ахмедпаша Айдаев — его обвиняют в убийстве — и 24-летний Бекхан Ибрагимов, которому инкриминируют причинение телесных повреждений двум другим пострадавшим в драке. Оба арестованы решением Басманного суда и находятся в московском СИЗО № 4. Третий фигурант дела, 24-летний Магомед Сулейманов, пришел в милицию с повинной, дал признательные показания и принес нож, которым был убит Волков. Следствие отпустило его под подписку о невыезде.
По словам адвоката подозреваемых, они свою вину отрицают и утверждают, что именно Волков и его друзья спровоцировали конфликт по этническому признаку. Друзья убитого утверждают, что конфликт вспыхнул из-за того, что один из подозреваемых толкнул спутника Волкова, когда они прощались друг с другом около метро, и только после этого завязалась драка. В районе «Чистых прудов» прошло несколько митингов в память о погибшем: их участники требовали наказать убийц, опасаясь давления чеченской диаспоры на следствие.
Несмотря на то что на санкционированный митинг памяти Волкова летом вышли полторы тысяч человек, а на подготовленную за несколько часов стихийную акцию собрались около тысячи фанатов, замдиректора аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова не видит в происходящем тенденции.
«Фанатское сообщество достаточно солидарно, тем более Свиридов, судя по сообщениям «Фратрии», был гораздо более значимой фигурой в движении, чем тот же Волков», — объясняет она произошедшее на Ленинградке. По мнению Кожевниковой, фанаты «не превращаются из маргинальной силы в гражданскую, потому что у них нет гражданских требований». «Конечно, властям непонятно, что делать в этой ситуации, потому что они проигрывают фанатам информационную войну. «Фратрия» кричит, что дело разваливают, хотя расследование ведется, но органы почему-то опаздывают или не считают нужным объяснить обществу, что происходит на самом деле», — заключила она.