Во вторник столичное правительство обсудило итоги организации летнего отдыха детей в 2010 году и задачи на будущее. Количественные показатели «оздоровительной кампании 2010 года» напомнил сам столичный градоначальник. По его данным, в этом году столичным правительством было закуплено и реализовано почти 500 тыс. путевок для московских детей, для чего из бюджета было выделено 3,86 млрд рублей. (Всего в Москве зарегистрировано 824 тыс. детей школьного возраста.) Вместе с профсоюзными организациями и предприятиями города на детский отдых было затрачено 5,4 млрд руб. Всего было задействовано 306 баз отдыха, 136 детских здравниц московских профсоюзов и ведомственных лагерей, 700 городских лагерей. В последних отдохнули 74 тыс. школьников (14%).
Планы на будущее прозвучали многообещающе. Задача следующего года: «сохранить параметры этого года, как минимум не ухудшить», а также «системно выйти на отдельную, специальную программу по вопросам отдыха детей и понятный план оргмероприятий для его улучшения», отметил мэр. После чего перешли к конкретным предложениям.
Руководитель департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева предложила ввести частичную компенсацию стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) в размере 5 тыс. рублей.
Кроме того, рассказала чиновница, в настоящий момент прорабатывается возможность приобретения в собственность Москвы 20 загородных лагерей.
«Сейчас появляются перспективы приобретения баз. Помимо трех функционирующих еще 20 детских лагерей могут войти в городскую инфраструктура отдыха», — рассказала она. Причем из 20 рассматриваемых загородных баз 9 уже оформлены в собственность города, однако находятся в «законсервированном» состоянии, то есть попросту разрушены, и только на их содержание требуется около 40 млн рублей в год, уточнила чиновница.
А вот передача от Росимущества тех ДОЛ, что не прекращали свою работу, обойдется недорого, считает Гусева. «Наши оппоненты говорят, что легче покупать путевки. Но только так мы сможем обеспечить необходимую безопасность и комфорт», — отметила она. Кроме того, по ее мнению, имея собственные базы, можно говорить о перспективе их круглогодичного использования, а также снизить стоимость путевок и увеличить общее количество отдыхающих детей.
Гусева напомнила, что с середины 90-х годов город потерял большое количество лагерей: в середине 90-х в ведении Московской федерации профсоюзов насчитывалось 612 лагерей, в 2005 году — 196, в настоящее время — всего 136. А в собственности столицы на сегодняшний день находятся всего 3 действующие базы отдыха — «Киев» и «Прибрежный» в Крыму и «Камчия» в Болгарии.
В итоге, по словам Гусевой, «в Москве практически отсутствует инфраструктура по оздоровлению детей», а город «не может повлиять на цены, качество и безопасность услуг, предоставляемых коммерческими структурами».
С необходимостью брать под контроль города летний отдых детей согласился и главный санитарный врач Москвы Николай Филатов. По его словам, состояние загородных баз оставляет желать лучшего: там годами не меняется оборудование на пищеблоке, мебель и оснащение спортивных площадок, не работают бассейны, а открытые водоемы непригодны из-за некачественной воды и плохих условий. По его данным, наибольшее количество замечаний в лагерях по части Роспотребнадзора прошлым летом пришлось на работу пищеблоков — «начиная от поставок продуктов и приготовления пищи и заканчивая правилами мытья посуды». Был составлен 161 протокол по административным правонарушениям, в том числе 5 — на юридические лица, вынесено 159 постановлений о штрафах».
При этом катастрофически снижается число самых безопасных на сегодняшний день ведомственных лагерей, сказал он.
Предприятия отказываются от обременительного содержания «оздоровительных учреждений, материально-техническая база которых из года в год ухудшается». «Мы теряем такие лагеря, как, например, лагерь ЗИЛа, где за смену отдыхало полторы тысячи человек. Таким образом, мы потеряли возможность оздоровить более четырех с половиной тысяч детей за лето», — сообщил Филатов.
В то же время, отметил Филатов, в столице растет число детей, которые нуждаются в оздоровлении: за последние пять лет общий уровень заболеваемости у школьников вырос на 16,5%. «Прошлым летом 10% московских детей отдыхали в городских лагерях, но это не является альтернативой загородному отдыху», — отметил Филатов.
Столичный градоначальник, впрочем, не проявил особого интереса к приобретению загородных баз отдыха.
«Надо видеть всю эту поляну, а не сосредотачиваться только на бюджетных лагерях и пытаться все под себя собрать и круглогодично это содержать и ремонтировать», — заявил Сергей Собянин.
По его словам, следует составить план мероприятий по улучшению детского отдыха «с учетом всех ресурсов, которые есть в городе», а не «гордиться» тем, что освоили 3,8 млрд бюджетных рублей и субсидировали 500 тыс. путевок. «Если эти ресурсы будут систематизированы, то они будут работать над созданием целой сферы услуг в этой отрасли, тогда, может, планово убыточные лагеря перестанут таковыми быть», — предположил мэр.
После этого Собянин предложил «пообсуждать» проект постановления правительства по этому вопросу, и открытая часть заседания закончилась. В итоге оказалось, что никаких 20 дополнительных лагерей в проекте нет. «Я говорила лишь о том, что есть такие предложения, — заявила после заседания журналистам Гусева. — И они могут обсуждаться наряду с другими мерами». «Будем смотреть экономику вопроса, после чего проект постановления будет дополнен», — добавила руководитель департамента экономической политики Марина Оглоблина.
Между тем, по мнению руководителей детских оздоровительных лагерей, причина большинства бед заключается как раз в том, что государство полностью отстранилось от организации детского отдыха, отдав его на откуп турфирмам.
Всевозможные санаторно-курортные объединения не только реализуют путевки, но и занимаются собственно организацией оздоровительных лагерей: выбирают базы (по принципу «как можно дешевле»), заключают договоры аренды с их директорами, потом ищут начальника лагеря — он разрабатывает программу и набирает штат.
При этом, отмечает директор Бужаниновской средней школы Сергиево-Посадского района Александр Никульцев, многие годы проработавший начальником ДОЛ, такие базы чаще всего не пригодны для полноценного детского отдыха. Напрямую зависит от базы, на которой находится лагерь, и его безопасность. От того, сколько денег выделяется по смете, «можно заключать договоры с проверенными поставщиками, а можно искать, где подешевле». Коммерческие лагеря часто выбирают вариант «подешевле», государственных на сегодняшний день нет, а ведомственных с каждым годом становится все меньше.
Поэтому благоустроенные лагеря давно выкуплены под круглогодичные базы отдыха, а чисто летние заброшены.
Далек от идеала и педколлектив. «Зарплата в 9 тысяч рублей — это в лучшем случае подработка для студентов, — считает начальник ДОЛ «Восход» РКК «Энергия» Инесса Панова. — Опытных педагогов трудно заинтересовать такими деньгами, и они предпочитают летом отдохнуть. В итоге лагеря испытывают настоящий кадровый голод».
В южный лагерь, говорят эксперты, берут всех, «лишь бы только этот лагерь открыть». При этом вожатые и технические сотрудники зачастую не проходят обязательного медицинского обследования, а предъявляемые проверяющим медицинские книжки по большей части липовые.
Самыми безопасными на сегодняшний день являются немногочисленные ведомственные лагеря, считает Панова. Здесь не только следят за материальной базой, но и более или менее внимательно отбирают персонал. Но позволить себе такую роскошь могут только большие предприятия. При этом для семей «со стороны» купить путевку в такой лагерь нереально. «В этом году путевки, реализуемые не сотрудникам РКК «Энергия», стоили 26300 рублей, а соцстрах компенсирует только 5720 рублей, — рассказала Панова. — При этом лагерь все равно убыточный. Раньше была помощь со стороны государства, хоть дезинфекцию и дератизацию делали бесплатно. Теперь мы еле выживаем, но с точки зрения государства мы коммерческая структура и должны за все платить. А государство — только проверять».
По мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, ДОЛ — это фактически часть образовательного процесса и должны оставаться предметом ответственности государства.
«За последние 10—20 лет детский отдых оказался вне зоны внимания государства, — считает Бунимович. — И если еще остается понимание того, что школа должна оставаться школой, то интерес к тому, чем заняты дети летом, кому принадлежат лагеря и что в них происходит, совершенно потерян. Если к школьному зданию предъявляется куча требований, то по отношению к базам отдыха много попустительства, и коммерсанты организуют детский лагерь в совершенно непригодных условиях.
Особенно меня беспокоят даже не подмосковные лагеря, а те базы у моря, в которые вывозят наших школьников».
В нашей стране самые длинные летние каникулы, напоминает омбудсмен, и ребенок не может оставаться без внимания все три этих месяца. «Коммерческая модель работает в развитых конкурентных обществах, где четко прописаны гарантии, и они выполняются. А в наших условиях отдавать детский отдых на откуп коммерции недальновидно», — считает он.