Утром в среду мировой судья Химок огласил приговор по иску мэра местной городской администрации Владимира Стрельченко к главному редактору газеты «Химкинская правда» Михаилу Бекетову. Судья признал журналиста виновным в клевете в отношении Стрельченко. В качестве наказания Бекетову был назначен штраф в виде 5 тыс. рублей.
Впрочем, журналисту-инвалиду платить штраф не придется.
Суд освободил его от уплаты в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Об этом ранее попросил представитель гособвинения, требуя приговорить Бекетова к штрафу в виде 3 тыс. рублей. «Почему суд решил увеличить сумму, нам непонятно», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Бекетова Андрей Столбунов.
<1>Несмотря на освобождение от ответственности, защитники журналиста намерены обжаловать приговор. «Мы, конечно, обжалуем приговор — вплоть до Европейского суда по правам человека», — заявил Столбунов.
Защита приводит главный довод: суд не стал доказывать намерение Бекетова оклеветать чиновника.
Рассказывая о поджоге своего автомобиля Land Rover в телеинтервью РЕН ТВ в 2007 году, журналист сообщил, что ему поступали звонки с угрозами от сотрудников администрации, и заявил: «Я считаю, что это политический террор, где заказчиком выступает господин Стрельченко». Именно эта фраза стала причиной подачи в феврале 2008 года иска от лица главы химкинской администрации. «Чтобы привлечь человека за клевету, необходимо доказать, что он заведомо знал, что сведения, которые он распространяет, заведомо ложные, — считает Столбунов. — То есть надо было доказать, что Бекетов точно знал, что Стрельченко не заказчик. Но это заявление также можно рассматривать как личное мнение Бекетова, который выступал потерпевшим по делу о поджоге, как его заявление для правоохранительных органов о версии преступления».
Адвокат также указал, что следствие даже не стало делать лингвистического исследования высказывания. Защите пришлось самостоятельно искать деньги и заказывать экспертизу — в этом адвокатам помог Союз журналистов России.
«Единственное в деле лингвистическое исследование сделала профессор МГУ Мария Шульга, — добавил Столбунов. — В нем говорилось, что Бекетов всего лишь высказал свое личное оценочное суждение».
Представитель потерпевшего по делу Стрельченко Анжела Думова, со своей стороны, сказала, что решение мирового суда обосновано. «Я считаю приговор суда законным и обоснованным, обжаловать мы его не будем», — передает ее слова «Интерфакс».
Ранее Союз журналистов России выступил с осуждением иска Стрельченко. Во вторник председатель союза Всеволод Богданов заявил, что у журналиста, который прикован к инвалидному кресту и с трудом говорит, и так катастрофически не хватает денег на врачей. «С Бекетова берут безумные деньги в больницах за лечение, — сказал Богданов на «круглом столе» с главными редакторами российских СМИ. — А тут еще мэр на него в суд подал».
Впрочем, Стрельченко не собирался отзывать иск. Появившись накануне в зале суда, он заявил, что не будет забирать заявление, потому что для этого «нужны определенные основания». «Я сейчас не вижу в этом необходимости», — сказал он во вторник. Получить комментарии главы администрации после того, как суд вынес решение по его иску, пока не удалось.
Расследование же дела, по которому пострадавшим проходит сам Бекетов, было приостановлено два месяца назад.
Главный редактор районной газеты «Химкинская правда» был обнаружен избитым возле своего дома и доставлен в центральную районную больницу 13 ноября 2008 года. Ему была сделана операция. По факту нападения возбуждено уголовное дело по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Возможными причинами нападения коллеги журналиста называли его профессиональную деятельность, в частности, критику работы администрации Химок, а также критику проекта прокладки автотрассы через Химкинский лес. Впоследствии прокуратура Московской области, изучив материалы дела, пришла к выводу, что «локализация телесных повреждений свидетельствует об умысле нападавших на причинение Бекетову смерти». В связи с этим заместителем прокурора области было принято решение об изъятии дела из производства Главного следственного управления при ГУВД области и передачи для расследования в следственное управление СКП. Но осенью 2010 года дело о нападении на Бекетова было приостановлено. Как пояснил тогда руководитель СКП при прокуратуре по Московской области Андрей Марков, из-за того что «лица, причастные к совершению данного преступления», следствием так и не были установлены.