Вечером в понедельник специальная межведомственная комиссия обнародовала свои выводы по итогам расследования причин аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе. Эксперты пришли к выводам, что в ЧП есть вина каждой из причастных к платформе компаний — владелицы скважины BР, собственника платформы Transocean и поставщика цемента Halliburton.
Причем проблема с качеством цемента была одной из главных во время буровых работ, заявили члены комиссии.
Однако американцы тут же дипломатично отметили, что к трагедии все-таки привела «совокупность нескольких факторов». Ранее эта же комиссия заявляла, что в строительной смеси для скважины был обнаружен брак — еще до аварии, в феврале и марте этого года. Об этом было известно как производителю смеси, так и ВР, однако компании не предприняли ничего. Эксперты заявили, что представители Halliburton должны были добиться поставки более качественного цемента для скважины.
Кроме того, были подтверждены факты давления на рабочих, о которых они ранее говорили следователям и журналистам.
Начальство требовало ускорить работу, так как поджимали сроки, которые были отпущены на освоение месторождения. «Кажется, имело место некое принуждение к тому, чтобы полностью освоить и запечатать это месторождение к 19—20 апреля. В результате этого множество вещей (процедур), которые бы могли привести к другому исходу, были задержаны или не произведены», — сказал журналистам после оглашения выводов комиссии ее сопредседатель, бывший сенатор от Флориды Роберт Грэм. По словам другого члена комиссии, главного юридического советника Фреда Бартлита, бригада, работавшая на скважине, на 45 дней отставала от графика работ, в то время как стоимость аренды буровой платформы для ВР составляли примерно $1,5 млн в день.
Вместе с тем правительственные эксперты не стали объявлять, что давление со стороны менеджмента могло привести к аварии. Хотя ранее рабочие утверждали, что из-за увеличения нагрузки на бур могла произойти его поломка. «Никаких фактов принятия решений, явно противоречащих технике безопасности, обнаружено не было», — добавили в комиссии. Член комиссии Бартлит также заявил, что несколько причин аварии были сохранены в тайне.
Секретность связана с этическим моментом, так как речь шла о решениях рабочих, которые погибли во время взрыва на платформе.
«Интересный вопрос, почему работники платформы — ответственные люди — сделали то, что сделали, — добавил другой член комиссии Шон Гримсли. — Ведь никто из них не хотел погибнуть или поставить свою безопасность под угрозу». Эксперты добавили, что в их задачу не входило указать на виновных, а всего лишь выявить причины, которые привели к ЧП.
Между тем американские ученые заявили, что загрязнение Мексиканского залива нефтью начало сходить на нет. Как заявил представитель морской лаборатории в Алабаме Уильям Грэм, они исследовали состояние воды, пытаясь выяснить, как нефтепродукты влияют на морскую живность. Выяснилось, что планктон смог употребить часть новых элементов в пищу, усваивая таким образом углерод. Свою помощь в переработке нефтяного пятна оказали бактерии. В итоге, отмечают ученые, к концу сентября уже можно было утверждать, что на микроуровне ситуация начинает выправляться. Ученые добавляют, что их выводы не означают, что людям не стоит есть рыбу, питающуюся планктоном, который в свою очередь поглощает компоненты нефти. Однако более конкретных рекомендаций специалисты пока не дают, объясняя это необходимостью более тщательно изучить процесс обмена веществ в заливе.
Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе, у побережья штата Луизиана, 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Утечка нефти уже нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас и грозит региону экологической катастрофой.
Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тыс. баррелей нефти.