Павел Гусев, главный редактор «Московского комсомольца», член Общественной палаты:
— Это очередной акт вандализма в отношении журналистского сообщества. Пострадал репортер, работавший в солидном СМИ, но дело не в том, где он работал, а в том, что в отношении журналистов мы вновь видим насилие, которое повторяется и повторяется последнее десятилетие. К сожалению, государство спустя рукава подходит к расследованию этих преступлений, не называет ни имена исполнителей, ни заказчиков. Если мы, журналисты, через месяц-два забудем о том, что случилось, так будет повторяться снова и снова.
К каждому журналисту нельзя приставить охранника, да никто этим заниматься и не будет, поэтому именно на государстве лежит задача остановить эту волну преступлений. Такие дела должны расследоваться до конца, до осуждения виновных, а законодательство должно быть ужесточено: факт преступления против журналиста должен быть признан обстоятельством отягчающим, и сроки для убийц или покушавшихся на убийство должны быть увеличены, вплоть до пожизненного заключения.
Леонид Гозман, сопредседатель партии «Правое дело»:
— Мы рассматриваем два события, покушения на убийство нашего активиста Константина Фетисова и Олега Кашина, как звенья одной цепи. Они, по сути дела, занимались одним делом — поддержкой общественного движения в защиту Химкинского леса. То, что это покушения на убийство, у нас сомнения не вызывает. У Кости бейсбольной битой проломлена голова, он в коме до сих пор. Были проблемы с нейрохирургом, милиция к нему не приехала — в общем, все как положено.
За Костю у нас ответственность прямая, все, что касается лечения, мы берем на себя. По ситуации мы обратились к президенту Медведеву с требованием отправить в отставку мэра Химок Владимира Стрельченко. Мы обратились за реакцией в Международный демократический союз, объединяющий таких гигантов, как Республиканская партия США и британских консерваторов. Я сегодня собираюсь разговаривать с руководством Государственной думы. Конечно, мы критикуем Госдуму, но бандиты — это враги всех нормальных людей, поэтому мы рассчитываем найти поддержку и среди депутатов.
Вы помните, когда куклуксклановцы пришли в Химкинский лес, мы вспомнили о том, как нас пугали распадом России. Эта угроза реализовалась не на Кавказе, а совсем рядом с Москвой. Признак государства — это монополия на легитимное насилие. Принуждение — это право только государства. Вы можете быть недовольны, когда милиционер запрещает вам куда-то пройти, но вы обязаны подчиниться. Любое другое насилие государство обязано подавлять, собственно, поэтому полиция или милиция должны быть лучше вооружены, чем бандиты.
Однако в Химках одна группа людей (противники защитников леса) наняла бандитов для силового воздействия на другую группу людей (тех, кто защищает лес), и это значит, что в этот отдельный момент в Химках российское государство перестало существовать, а мы вернулись в феодализм.
Идут споры, нельзя или можно строить эту дорогу, и я не знаю, какая из точек зрения правильная. Но, как только кто-то использует в этом споре силу, симпатии оказываются на стороне слабых, а государство просто обязано вмешаться — защитить кольцом тех, против кого направлена сила, то есть защитников леса, вне зависимости от того, за или против оно строительства дороги. Если этого нет, а этого нет, то государство позволяет вести гражданскую войну и не выполняет своей функции — поддержания гражданского мира. То же самое с нападениями на Константина и Олега — гражданская война уже в столице.
Михаил Касьянов, председатель «Российского народно-демократического союза», в 2000—2004 гг. премьер-министр России:
— Жестокое, наглое и демонстративное нападение на журналиста Олега Кашина — серьезный сигнал всему российскому обществу. Всем нам, кто не хочет жить под диктатом криминала и коррупции.
Но одновременно это сигнал всем, кто долгие годы и месяцы прикрывает преступников, виновных в тяжких преступлениях последних лет против общественных деятелей и журналистов. Сигнал всем, кто поощряет буйства прокремлевской молодежи. Всем, кто привык решать вопросы не в суде и на общественных слушаниях, а «по понятиям». Сигнал высоким гостям, спонсорам и покровителям всевозможных селигеров, где в конвейерном порядке пестуется ложь и ненависть.
Все эти процессы зашли слишком далеко. Разорвать цепь безнаказанности и насилия в рамках нынешнего политического режима невозможно.
Олег Митволь, в 2009—2010 гг. префект Северного административного округа Москвы:
— Это не случайность, это тенденция. Только этой ночью было совершено нападение на журналиста «Жуковских вестей» Анатолия Адамчука, писавшего об аресте подростков, протестовавших против вырубки Цаговского леса. Журналистика стала очень опасной профессией, и самые профпригодные в ней — те, которые пишут правду, — страдают в первую очередь.
К сожалению, реальных нападавших мы никогда не знаем, ни тех, кто нанес 13 ножевых ранений химкинскому журналисту Анатолию Юрову, ни тех, кто два года назад напал на редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова. Вы знаете, тому тоже разбивали ноги, разбивали руки, били по голове. Есть такое понятие у следственных органов — след. Так вот, это абсолютно тот же след. Все это были резонансные преступления, но так никого и не нашли.
В Химках, в Жуковском, в Москве это становится нормой, и это главный экзамен для власти, для государства, сможет ли оно найти виновных.
Иван Мельников, вице-спикер Госдумы от КПРФ
- Нападение на журналиста Олега Кашина связано с его профессиональной деятельностью. Но говорить об этом – мало. Это в первую очередь политическое дело. Долгие годы власть наносила удары по социальной значимости профессии журналиста и несет ответственность за вседозволенность, которая проявляется по отношению к тем, кто берет проблемные темы, острые сюжеты. Речь не только об ограничении свободы слова, не только о том, что в почете пропагандисты и дикторы. Главное - положение журналиста в социальной иерархии. В век информационных технологий, в ситуации, когда просто физически необходим диалог власти и общества через СМИ, - у нас статус журналиста опустили до крайне низкого уровня.
Хочется надеяться, что и Президент страны Дмитрий Медведев, и его новый советник по правам человека Михаил Федотов не только разберутся с этой ситуацией, но и проанализируют ее причины. Сегодня на Секретариате ЦК мы обсудили этот вопрос и осудили действия тех, кто «заказал» Олега Кашина.
Но еще раз повторю, тема шире. Это не просто преступление, это диагноз для атмосферы внутри современной России.
Даже на войне журналистов не трогают. Характерно, что сегодня почти волной пошли похожие примеры и из Саратова, и из Подмосковья.
Кроме того, у нас у самих во многих регионах страны преследуются журналисты партийной печати, получают угрозы. До сих пор на это никто не реагирует. Мы будем настаивать, чтобы и эти случаи тоже были тщательно разобраны и взяты на контроль, пока ситуация не обернулась очередной трагедией.
КПРФ поддерживает все акции, проводимые журналистским сообществом против насилия над представителями этой профессии.