Численность переносящих опасные заболевания крыс и мышей в Москве более чем в два раза выше эпидемиологически безопасного уровня. Об этом сообщила в четверг завотделом столичного управления Роспотребнадзора Татьяна Гололобова на заседании комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике, посвященной санобработке территории города. По ее словам, «показатель численности грызунов составляет 1,2 особи на 1 тыс. кв. метров на социально значимых объектах, в том числе и в жилом секторе, на остальных объектах — 1,1 особи». Допустимый предел составляет 0,5 грызуна на 1 тыс. кв. метров.
Вопрос попал в повестку дня заседания с подачи горожан. Как рассказал председатель комиссии Степан Орлов, с жалобами на грязь и антисанитарию сегодня в думу обращается много москвичей.
Горожане боятся держаться за поручни в метро, заходить в общественные туалеты, в которых обосновались бомжи, приближаться к облюбованным грызунами мусорным бакам.
Не стали спорить с очевидным и специалисты. По словам Гололобовой, степень загрязнения городских почв превышает допустимую на 50%, общественные туалеты зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии, совсем не дезинфицируются переходы у метро. А директор по обслуживанию линейных сооружений ГУП «Мосгортранс» Юрий Елисеев самокритично признался, что хоть предприятие и следит за состоянием остановочных павильонов, но их дезинфекцией и уборкой территории не занимается.
О том, что в столице очень комфортно чувствуют себя грызуны, поселившиеся под плотным слоем картона около палаток с «фастфудом», не устает повторять и главный санитарный врач столицы Николай Филатов. А геморрагической лихорадкой, переносчиком которой являются крысы, ежегодно заболевают сотни москвичей (заражение обычно происходит через продукты питания, на которых оседают возбудители заболеваний, выделяемые крысами вместе с фекалиями и мочой).
«В настоящее время не все предприятия проводят мероприятия по дезинфекции, поскольку они не регламентированы, а следовательно, не имеют финансирования», — заявила на заседании Гололобова, предложив разработать для борьбы с антисанитарией в городе специальную программу. По ее словам, следует изменить действующие регламенты, касающиеся дезинфекции перевозящего отходы транспорта, санобработки общественного транспорта, остановок, детских площадок, мест выгула собак и многих других объектов.
Депутаты идею целевой программы поддержали. Как считает Орлов, необходимо усовершенствовать нормативную базу и саму организацию дезинфекционных мероприятий.
По мнению замглавы профильной комиссии Валерия Скобинова, проблему необходимо довести до сведения исполнительной власти города, в том числе до мэра, и при формировании бюджета на 2011 год учесть средства на проведение дезинфекционных мероприятий.
Теоретически каждое предприятие, в том числе и жилищно-коммунальное, может навести у себя порядок (на рынке дератизации работают около 200 коммерческих фирм), считают специалисты ФГУП «Московский областной центр дезинфекции». По словам директора предприятия Маргариты Галкиной, чтобы количество крыс в городе вписывалось в допустимые рамки, мероприятия по снижению их численности должны проводиться постоянно.
Однако на этом экономили и раньше: включая в договоры обработку помещений, ДЕЗы, как правило, забывали про прилегающую территорию, по которой грызуны мигрируют из дома и обратно и где на лето устраивают себе норы. А сейчас, когда обязанности по обслуживанию перешли к многочисленным управляющим компаниям, надеяться на улучшение ситуации не приходится. Кроме того, по мнению председателя комиссии по экологической политике Мосгордумы Веры Степаненко, снижает качество дератизации и тендерная система распределения госзаказа, когда участники аукционов играют на понижение цены. В результате заказ достается нелицензированным фирмам, не имеющим ни квалифицированных кадров, ни качественных препаратов.
Не приживаются в Москве и современные эффективные методы борьбы с грызунами. В частности, речь идет об охранно-защитной дератизационной системе (ОЗДС).
Система состоит из небольшого ящика и проволоки, протянутой по периметру помещения. По проволоке идет ток постоянной частоты, как в телефонном кабеле, и он оказывает раздражающее воздействие на головной мозг крыс. Это средство не только отпугивает крыс, но и замедляет их размножение. В свое время установку таких систем активно поддерживал столичный Роспотребнадзор. «Если ОЗДС распространить по всему городу, такого количества крыс в Москве точно не будет», — отмечал Филатов.
В 2003 году ОЗДС даже установили в 600 московских многоэтажках. Но, как выяснилось, в городе до сих пор нет регламентирующих документов по обязательному оснащению домов ОЗДС и, кроме того, надо не только устанавливать эти системы, но и эксплуатировать их. «В Московской области, где мы устанавливаем эти системы, оснащение дома обходится в сумму, равную стоимости 2 кв. м жилья, а обслуживание — 20 рублей в год с квартиры, — рассказала Галкина. — Это не дороже классической дератизации, и можно было бы частично избавиться от отлавливающих приманок и огромного количества трупов грызунов».
По мнению председателя комиссии по экологической политике Мосгордумы Веры Степаненко, никакие дератизационные мероприятия не будут эффективны, если не сужать емкость среды обитания грызунов — кормовую базу и места укрытия.
«Осенью уходившие на природу грызуны возвращаются поближе к человеческому жилью. И сейчас кроме проведения общей дератизации надо элементарно следить за состоянием мусорных баков, за тем, чтобы вовремя убирались и не складировались пищевые отходы, — считает Степаненко. — С увеличением емкости среды обитания крыс увеличивается и их популяция». Живущая относительно недолго крыса может за 3—4 года произвести на свет до 800 потомков, напоминает эколог. И в борьбе с грызунами хороши все методы. Например, в США используют препараты, снижающие репродуктивность крыс.
Есть масса всевозможных средств и препаратов и в распоряжении отечественных специалистов. Но обрабатывать надо сразу весь район, предварительно изучив пути миграции крыс, считает Степаненко. «Несколько лет назад с нашествием крыс столкнулся район Вешняки, где расположено большое количество рынков, — рассказала она. — И тогда глава управы заказал небольшую исследовательскую работу о местах скопления и путях миграции крыс. Все они одновременно были обработаны, вовремя убиралась территория, и проблему решили».
Впрочем, борьба с грызунами не должна быть только списыванием денег, считает Степаненко, есть и совсем незатратные, но давно оправдавшие себя средства. «Не надо забывать про законы природы: из домов, в которых живут коты, грызуны уходят, — напомнила она. — Когда в Москве из-за террористической угрозы стали закрывать подвалы, погибли жившие там бездомные кошки, и это увеличило приток крыс. Я не призываю открыть подвалы, но не надо выживать кошек хотя бы из подъездов».