Во вторник общественный совет при Минобрнауки подвел первые итоги введения в школах 19 регионов предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Всего, по данным министерства, озвученным на заседании, в эксперименте участвовали почти 240 тысяч учеников четвертых и пятых классов, которые могли выбрать из шести различных модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики») тот, который им ближе всего.
Наибольшее количество учащихся – почти 40% — выбрали наименее «светский» блок «Основы светской этики».
Второе место по числу предпочтений занял модуль «Основы православной культуры», третье место — «Основы мировых религиозных культур», на четвертом месте оказался модуль «Основы исламской культуры», на пятом — «Основы буддийской культуры», а шестое место занял модуль «Основы иудейской культуры» (к этой религии проявили интерес всего 206 школьников от общего количества учащихся).
«Я задавался вопросом, почему выбирают именно «Основу светской этики». На мой взгляд, родители выбирают наименее сложный курс и спорный. Представители религиозных концессий говорят, что не так много учащихся выбирают курс «Основы православной культуры», но никакого давления на учащихся нет. Мы провели опрос родителей, были опрошены порядка 4 тысяч человек. 77% процентов уверены в правильности решения о введении предмета, 13% пока что относятся выжидающе, с осторожностью, 40% улучшили отношение к курсу и лишь 2% не удовлетворены ведением курса», — рассказал министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев.
Статистические данные из некоторых регионов особенно взволновали членов общественного совета. Так, в Чеченской Республике, где количество участников эксперимента было одним из самых высоких, из 20718 детей «Основы исламской культуры» изъявили желание изучать 20645 и лишь 73 ребенка выбрали «Основы православной культуры», другие модули остались невостребованными. А в Пензенской области «православием» вообще не заинтересовался ни один ребенок.
В связи с этим члены общественного совета выразили общее опасение, что новый предмет сформирует у детей неправильное отношение к религии и нравственности в целом.
«Опасность состоит в том, что у нас будут «монореспублики» – они будут знать все про себя и не знать ничего про других. Мы говорим про нравственность… Скажите: одновременно жить с несколькими женщинами – это нравственно? В православной этике — нет, а в мусульманской – да. Все это может привести к тому, что целые республики начнут выбирать «монодвижения» с использованием административного ресурса», — выразил опасение главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он рекомендовал пока что «существенно не расширять количество республик и округов, участвующих в эксперименте, и не делать быстрых и резких движений», особенно после того, как стало известно, что вскоре к эксперименту присоединятся еще два региона – Ярославская область и республика Марий Эл. Этот вопрос вызвал бурные обсуждения, и участники заседания были единодушны в том, чтобы не расширять территориальных границ эксперимента.
«Позиция общественного совета совпадает с позицией министерства, но у меня есть поручение расширить количество регионов до двадцати одного, и не выполнить поручение я не могу», — сказал министр образования Андрей Фурсенко.
В итоге было решено просто внести в протокол заседания рекомендации о нежелательности введения предмета в новых регионах.
В связи с резким делением учащихся по религиозной принадлежности в рамках данного предмета члены общественного совета во главе с министром активно интересовались, не создает ли это конфликтов внутри классов. В частности, Андрей Фурсенко задал вопрос коллегам из регионов: «Не возникает ли каких-то конкретных ситуаций в классах, где дети выбирают разные модули?» Представитель Вологодской области Елена Рябова и представитель Красноярского края Вячеслав Башев заверили присутствующих, что пока серьезных конфликтов на религиозной почве зафиксировано не было. Руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер предложил во избежание идеологических разногласий объединить все модули в один: «Может быть, нужно сделать было один предмет, как физика одна, а внутри нее много различных подразделений», — заметил он. Многие члены общественного совета поддержали эту идею.
Кроме опасений идеологического характера члены общественного совета обсудили и другие сложности введения нового предмета в учебный план.
Первые апробации выявили две главных проблемы – это скучные учебники и недостаточная квалификация учителей (всего, по данным министерства, в эксперименте участвуют 15 тыс. преподавателей).
Согласно сведениям, поступившим в распоряжение общественного совета, у учителей, особенно в регионах, наблюдается недостаток базовых знаний. Многие учителя не скрывают, что им не хватает знаний по культурологии, философии, истории, но, как было заявлено на заседании, готовы над этим работать и восполнять пробелы в подготовке.
Много вопросов вызвали и учебные пособия, как для учителей, так и для детей.
Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян дал свою экспертную оценку учебникам. «Что касается содержания, они написаны профессионально, но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложные для восприятия. Люди, которые это писали, не имели опыта общения с учениками 4 классов. Эти учебники были бы хороши для 8 или 9 классов», — подытожил он. По данным социологического исследования, проведенного в мае, на вопрос анкеты «Если тебе было неинтересно на уроках по новому курсу, то почему?» большинство детей ответили, что на уроках им было скучно, в объяснениях учителя встречалось много незнакомых слов. Общим мнением учебник для школьников был признан малопригодным — слишком «тяжеловесным». Впрочем, и учебные пособия для учителей, составленные представителями концессий (отказалась участвовать в составлении «методичек» лишь Московская патриархия), вызвали массу нареканий. «Учителя и методисты обращают внимание на недоработку учебно-методического комплекса, на нехватку рабочей тетради, которая необходима учащимся для занятий», — заметила начальник департамента образования Вологодской области Елена Рябова.
Напоследок участники заседания приняли решение доработать все озвученные рекомендации с тем, чтобы донести их до высшего руководства страны и как-то исправить ситуацию. «Нужно сделать эти рекомендации не эмоциональными, а конструктивными, хотя я понимаю, что в этом вопросе без эмоций обойтись сложно. Почти у каждого есть опасения», — сказал Фурсенко. Правда, насколько решения общественного совета помогут исправить уже запущенный процесс и как повлияют на качество предмета, пока что сказать сложно. «Жизнь покажет», — философски заметил напоследок Андрей Лошак.