В пятницу в Москве опять заговорили о возможном переименовании станции метро «Войковская» и прилегающих к ней улиц, также носящих имя революционера Петра Войкова, участвовавшего в казни царской семьи. «Этот вопрос может в последующем обсуждаться, потому что на самом деле в обществе он достаточно активно муссируется и обсуждается. Нужно провести целый ряд консультаций, провести опрос местных жителей», — передал «Интерфакс» слова и. о. заместителя мэра в правительстве Москвы Валерия Виноградова.
По словам Виноградова, с этим вопросом неоднократно обращались представители общественных организаций, и он неоднократно рассматривался на заседании городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена. «Но пока комиссия не нашла веских аргументов такого переименования. Нельзя вернуть старые названия улицам, названным в честь Войкова, потому что старых названий не было. Но эта тема есть и может быть предметом дальнейшего обсуждения», — цитирует агентство Виноградова.
Между тем, по словам пресс-секретаря и. о. заммэра Ольги Козловской, тема переименования станции стала «темой дня» по недоразумению.
«Речь шла, наоборот, о том, что ничего в Москве переименовываться не может, — рассказала она «Газете.Ru». — Почему-то со вчерашнего дня начали крутить тему переименований. А «Войковская» прозвучала в качестве одного из примеров работы межведомственной комиссии по рассмотрению подобных предложений».
Как бы то ни было, общественная дискуссия о возможном переименовании «Войковской» возобновилась. В императорском доме Романовых призвали не медлить с переименованием. «Это будет справедливое решение. Необходимо убрать с карты Москвы имена откровенных палачей и убийц. Войков относится именно к ним», — сказал «Интерфаксу» директор канцелярии дома Романовых Александр Закатов.
В связи с переменой власти в столице появилась реальная возможность изменить и некоторые названия на карте города, считает председатель общественного проекта «Возвращение» Юрий Бондаренко.
«Это была позиция Юрия Лужкова, и вслед за ним нас отказывались слышать на всех уровнях, в том числе в комиссии по топонимике, превращенной в подразделение мэрии, — рассказал он «Газете.Ru». — Но карте столицы России, как и любых других ее городов, не должно быть имен людей и организаций, запятнавших себя нравственными преступлениями против народа». «Возвращение» предлагает переименовать станцию метро «Войковская» в «Петербургскую», поскольку она находится на шоссе, ведущем в Северную столицу.
Противники переименования обращают внимание на связанные с этим трудности, а также на то, что подавляющее большинство москвичей не связывают название станции метро и улиц с событиями почти столетней давности.
«Станции метро по законодательству города имеют наименования, которые ориентируются на внешние объекты, — объяснил «Газете.Ru» депутат Мосгордумы Анатолий Петров, возглавлявший до Виноградова межведомственную комиссию по наименованиям. — Созвучные названия имеют пять расположенных поблизости проездов и улиц, где проживают около пяти тысяч москвичей, расположены сотни организаций».
«Получается, что в угоду сегодняшним политиканам мы должны заставить их заняться переоформлением всех своих документов — от паспортов граждан до правоустанавливающих документов юридических лиц», — говорит он.
Петров напомнил, что, когда два года назад проходило переименование Большой Коммунистической в улицу имени Александра Солженицына, это встретило сопротивление местных жителей. «На этой улице находится всего один жилой дом и церковь, и то сколько было неприятностей», — заметил Петров.
По его мнению, сегодня проблема «Войковской» сильно преувеличена: «Если спросить молодежь, да и людей среднего возраста о том, кто такой был Войков, ответить смогут единицы».
Начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев говорил ранее, что считает переименование станции нелогичным: это название уже стало привычным, с ним связана целая исторически сложившаяся зона Москвы.
Кроме того, столичный закон «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» позволяет не переименовывать улицы и другие объекты, а лишь возвращать им их прежние наименования. А в случае с «Войковской», исторического названия не существует, станция была названа так изначально.
Поддерживающие идею переименования станции, впрочем, говорят, что это не такая уж большая проблема. «Действующий закон можно изменить, — считает Бондаренко. — При наличие доброй воли Мосгордума сможет сделать это за неделю. Мы предлагаем дополнить статью 15 четвертым подпунктом, суть которого заключается в том, что изменение наименований возможно в целях отказа от использования в названиях имен лиц, не внесших значительного положительного вклада в развитие России и Москвы. Эта норма позволит законно и безболезненно изымать их с карты города. Вряд ли у кого-то возникнет вопрос относительно Пушкина или Кутузова, тут есть консенсус в обществе. Но пусть нам объяснят, какой вклад внесли Дыбенко, Подбельский или Белла Кун».