В понедельник Мосгорсуд рассмотрел ходатайство защиты бизнесмена Эдуарда Тарана, возглавляющего промышленный «РАТМ-Холдинг», об изменении ему меры пресечения на не связанную с лишением свободы. К моменту рассмотрения жалобы Таран больше месяца провел в СИЗО по решению Замоскворецкого суда Москвы.
Мосгорсуд содержание под стражей отменил, отпустив бизнесмена под залог в сумме 20 млн рублей.
«Он выйдет на свободу, как только деньги будут перечислены и поступят на счет суда, на это уйдет от одного до двух дней», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Тарана Александр Калинин. Он пояснил также, что в понедельник кассационная коллегия суда огласила только резолютивную часть постановления, а мотивировочная — то есть объяснение причин, по которым мера пресечения изменена, — будет выдана защите через несколько дней.
Тарана задержали в московском аэропорту Шереметьево 22 августа этого года. Уже на следующий день ему предъявили обвинение по ст. 291 УК (дача взятки). Показания против Тарана дал Николай Забанов, которого следователи называют «доверительным лицом» бизнесмена. Как уверяют в СКП, он встретился с сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД, которые проверяли одно их предприятий холдинга, и предложил им взятку в миллион рублей за прекращение работы и общее покровительство. Переговоры между Забановым и милиционерами велись под контролем следователей СКП. 20 августа он был задержан при передаче денег в одном из московских кафе. По словам следователей, на допросе Забанов рассказал, что действовал по указанию Тарана. Последний свою причастность к даче взятки не признал, заявив, что готов сотрудничать со следствием, чтобы подтвердить собственную невиновность. Забанова в отличие от его доверителя отпустили под залог 1 млн рублей.
Арест Тарана суд санкционировал 26 августа.
Следователи, убеждая суд, руководствовались тем, что влиятельный бизнесмен может скрыться за границей, уничтожить доказательства или оказать давление на свидетелей. Защита еще на заседании Замоскворецкого суда предложила внести залог, тогда же впервые и прозвучала сумма — 20 млн рублей, но ходатайство было отклонено.
«Обжалуя это решение, мы ссылались на статьи 100 и 108 Уголовно-процессуального кодекса, в которых идет речь об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу только в исключительных случаях: если обвиняемый не имеет постоянного места жительства, скрывался от органов следствия или ранее нарушил меру пресечения. Суд первой инстанции вышел за пределы, установленные законом», — говорит адвокат Калинин. А депутаты облсовета Новосибирска, замминистра культуры Новосибирской области и многие предприниматели этого региона (в Новосибирске расположены предприятия холдинга) лично поручились за Тарана. Кроме того, защита просила учесть состояние здоровья Тарана, предоставив необходимые справки.
Что касается сути предъявленных обвинений, их ни сам глава «РАТМ-Холдинга», ни его защита не признают. А в отношении следователя, ведущего дело, по их инициативе начата служебная проверка.
«В прокуратуре мне сообщили, что в отношении следователя Бачурина проводят проверку, предложили мне дать пояснения, но я отказался, так как после этого меня как адвоката могут исключить из процесса», — сказал Калинин. Получить комментарий прокуратуры на этот счет в понедельник не удалось.
В конце августа этого года защита Тарана заявила, что застала следователя по уголовному делу за «неформальной беседой» со вторым обвиняемым, Забановым, и его защитником в одном из столичных кафе неподалеку от Замоскворецкой прокуратуры. Факт такой встречи в одном из заведений зафиксировал с помощью мобильного телефона адвокат Калинин и передал аудиозапись отрывков беседы вместе с заявлением в прокуратуру. По мнению защиты, задержание Забанова было «постановочным» с целью оказать давление на Тарана.
Еще до уголовного дела на ряде предприятий возглавляемого Тараном холдинга, в который входят цементные заводы и другие промышленные предприятия, начались проверки.
В частности, Счетная палата побывала на основном цементном активе холдинга ОАО «Искитимцемент». Блокирующий пакет его акций — 25,5% — принадлежит государству. Проверка выявила, что на сентябрь 2009 года из 130 объектов, принадлежавших предприятию, 118 находятся в залоге, сообщал «Интерфакс». Оказалось, что совет директоров предприятия проводил крупные сделки без учета мнения представителей государства. В итоге часть активов была передана другим компаниям, в которых не было государственной доли.
В мае 2010 года разгорелся скандал с еще одним предприятием из холдинга — ОАО «Алтайский трактор». Рабочие объявили голодовку. По данным прокуратуры Алтайского края, на 1 мая долги по зарплате перед более чем 2,5 тыс. работников «Алттрака» составили 64,5 млн рублей. Предприятие имело также задолженность по выходному пособию и компенсациям за неиспользованные отпуска в размере 33,1 млн рублей. Власти Алтайского края обвинили предприятие в создании социальной напряженности и обратились в Генпрокуратуру с просьбой найти пути возврата средств для расчетов с работниками завода. 14 сентября ведомство Юрия Чайки сообщило, что все задолженности перед сотрудниками ООО «Алтайский трактор», ООО «АТЗ-Запчасть», ООО «Алттрак — Инструментальный завод», ОАО «Алтайское тракторостроительное объединение», ООО «АТЗ-Энерго», ООО «Алтайстройком», ООО «Рубцовский опытно-механический завод», ОАО «Производственное объединение «Алттрак», ООО «Бетон 45» погашены.