Бывший старший участковый уполномоченный Автозаводского РУВД Тольятти Алексей Мумолин в понедельник направил жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Майор милиции, уволенный из органов после публичной критики руководства, просит признать, что в отношении него была нарушена статья 10 Конвенции о правах человека (свобода выражения мнения). «Мое увольнение незаконно и противоречит Конституции России. Судя по тем решениям, которые выносятся у нас в судах, никакого смысла продолжать бороться здесь я не вижу. Если нет справедливости в родном отечестве, приходится искать ее за рубежом, бегать по заграницам», ― прокомментировал Мумолин «Газете.Ru» свое решение обратиться в Страсбург.
Бывший участковый надеется, что ЕСПЧ не только признает незаконным его увольнение, но и установит, что одна из норм законопроекта «О полиции» ― а именно запрет критиковать действия руководства и внутренних органов в целом ― противоречит 10-й статье Конвенции.
«Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности», ― говорится в п. 11 ч. 1 ст. 30 закона «О полиции» в том виде, в каком он был предложен для публичного обсуждения в августе этого года. То есть милиционер не может высказываться публично ни о деятельности своего непосредственного руководства, ни о решениях и поступках руководства МВД или других госструктур. Сейчас запреты и ограничения указаны в ст. 20.1 закона «О милиции»: в тексте статьи имеется ссылка на Федеральный закон «О государственной гражданской службе». Именно к этой статье и апеллировало руководство Мумолина, уволив его из РОВД.
«Я выступаю против этого пункта в новом законе, это бюрократический пункт, который препятствует демократическому развитию полиции и способствует гнету со стороны руководства, ― объясняет свою позицию Мумолин. ― Я согласен, пусть будет государственная тайна, тайна следствия. Но когда сотрудник милиции видит беспредел, который творит его руководство, и, жалуясь, получает наказание сам, это вопиющая несправедливость и беззаконие. Куда ему обратиться еще, если все жалобы внутри системы не будут услышаны, потому что она встанет как раз на сторону руководства?»
Участковый Мумолин выступил с критикой руководства Автозаводского РУВД Тольятти в ноябре 2009 года, став восьмым по счету последователем новороссийского милиционера Алексея Дымовского. В видеообращении, опубликованном на YouTube, Мумолин благодарил Дымовского за смелость, а главу МВД Рашида Нургалиева призывает искоренить «палочную систему» в милиции. Участковый с 13-летним стажем рассказал о планах раскрываемости, которые ему и его коллегам навязывает руководство, о бумажной волоките, о переработках, за которые милиционерам не платят. После публикации видеоролика Мумолин получил несколько выговоров и был лишен тринадцатой зарплаты. Это заставило участкового прибегнуть к новому способу протеста ― он провел одиночный пикет, встав перед зданием мэрии с плакатом «Руководство АРУВД Тольятти хочет заморить нас голодом, лишая сотрудников денежных доплат».
За пикет Мумолина уволили, а Автозаводский районный суд Тольятти признал высказывание о том, что руководство райотдела «хочет заморить сотрудников голодом», не соответствующим действительности и порочащим деловую репутацию РУВД.
«Подобные выступления наносят вред репутации внутренних дел, так как в обществе может сложиться мнение, что милиция не способна решать внутренние конфликты, не способна обеспечить сотрудников средствами, необходимыми для исполнения возложенных на них задач», ― говорится в решении суда от 10 июня 2010 года. В кассационной инстанции суда Мумолину также отказали в восстановлении на работе.
«Раз он исчерпал все внутренние средства правовой защиты, то может теперь подавать жалобу в Страсбург. Думаю, шансы на решение в его пользу у Мумолина есть: эта жалоба похожа на поданную судьей Ольгой Кудешкиной, а Европейский суд встал на ее сторону», ― отметила в беседе с «Газетой.Ru» адвокат Анна Ставицкая. Уволенная в 2004 году из Мосгорсуда Кудешкина отсудила у российских властей в ЕСПЧ 10 тыс. евро. Суд постановил, что она была уволена в нарушение 10-й статьи Конвенции о правах человека, но на работе в Мосгорсуде ее не восстановили. Сейчас Кудешкина подала жалобу повторно ― за неисполнение российской стороной решения ЕСПЧ. «Не зависимо от того, кто перед нами ― судья, милиционер или обычный гражданин, он имеет право критиковать работодателя и не может быть уволен за это. Уволить можно на неисполнение профессиональных обязанностей», ― говорит Ставицкая.
Что касается жалобы на статью закона «О полиции», то юристы не уверены, что Страсбург ее рассмотрит: он еще не вступил в силу. «О противоречащей законодательству норме мы скажем, когда он вступит в силу», ― говорит представитель Мумолина.
«Жалоба, направленная сегодня в Европейский суд, ― это конкретная жалоба Мумолина на незаконные действия руководства. Его увольнение на основании того, что он допустил те или иные высказывания, является непропорциональным вмешательством в его право на свободу выражения мнения, ― пояснил «Газете.Ru» руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, представляющий интересы экс-милиционера. ― Закон «О полиции» в ней рассматриваться не будет, но, когда мы дойдем в суде до стадии коммуникации, он, скорее всего, уже вступит в силу. После того как правительство России выскажет свою точку зрения, нам будет предложено выступить с возражениями. Тут-то мы и скажем о запрете, который внесен в закон «О полиции». И ЕСПЧ даст свое заключение относительно этой нормы в итоговом решении».
Готовясь к разбирательству в Страсбурге, Чиков ссылается на дело «Реквеньи против Венгрии», в решении по которому Европейский суд указал, что установление более строгих ограничений свободы выражения мнения и свободы собраний на офицеров полиции возможно, однако полный запрет недопустим.