В понедельник директор сгоревшего Реставрационного центра им. Грабаря Алексей Владимиров объявил о переезде на новые площадки. «Мэрия Москвы нам выделила в пользование этаж в офисном здании на Варшавском шоссе, — пояснил Владимиров журналистам. — Там просторные светлые комнаты по 40 кв. метров».
Директор центра Грабаря добавил, что помещение выделено на безвозмездной основе, но на определенный срок.
Сколько времени реставраторы могут находиться в новом офисе, Владимиров не сообщил. По его словам, на этой неделе сотрудники центра начнут обустраиваться на Варшавском шоссе. «А в следующий понедельник там приступят к работе самые большие отделы — по реставрации масляной живописи, — пояснил Владимиров. — Там также будет размещено хранилище». Остальные отделы, в том числе реставрации ткани, графики и икон, приютил Институт органического синтеза, расположенный напротив сгоревшего центра на улице Радио. «Мы благодарны всем, кто принял наших сотрудников у себя, — сообщил Владимиров. — Это 12 организаций, которые предоставили свои столы. И наши реставраторы 1,5 месяца восстанавливали поврежденные водой предметы». Он пояснил, что восстановление вещей идет за счет центра.
Директор реставрационного центра до сих пор не может простить пожарным выбранный способ тушения огня. «Нас тушили, как коровник: с вертолетов сбрасывали воду, половину Яузы вылили на наш центр!» — возмущается Владимиров.
По его словам, в других музеях обычно огонь тушат порошком, но в центре Грабаря был слишком сильный пожар, поэтому, чтобы предотвратить обрушение металлических конструкций, здание обильно проливалось. «Экспонаты были повреждены не огнем, а водой, ценные иконы и картины буквально плавали», — говорит директор центра. Однако он пояснил, что не намерен обращаться с жалобой в МЧС, так как, по его словам, это должны сделать представители Министерства культуры. «Я не думаю, что имею право выражать недовольство, — сообщил Владимиров. — Но на месте пожара был и замминистра культуры, и другие — они же все видели, могли бы высказаться».
Директор центра радуется одному — что большинство предметов находилось в бетонном бункере под зданием, в котором ранее был ЦАГИ — аэродинамический институт. В итоге из 1295 вещей пострадали только 53. Первоначально реставраторы не нашли одну картину, но потом оказалось, что она прилипла к другой работе. Однако от пожара пострадало дорогостоящее оборудование — микроскопы и вакуумные столы. «Примерно на 20 миллионов рублей, и еще 150 миллионов — ущерб, причиненный зданию», — говорит Владимиров. Он добавил, что сгоревший дом уже ремонтируют. Выбрасывают сгоревшие перекрытия, наладили водоснабжение. На зиму будет натянута временная крыша, а на первом этаже будут жить сотрудники центра, чтобы не дать зданию промерзнуть.
Причина возгорания уже установлена. «У нас зимой сотрудники одной фирмы убирали снег с крыши и проломили ломом кровлю. Из-за этого весной начались протечки, — сообщил Владимиров. — Летом рабочие приступили к ремонту, но почему-то решили не поменять железный лист целиком, а поставить заклепки на дыры». Для этого они использовали сварочный аппарат. Из-за искр быстро вспыхнули деревянные перекрытия дома. «Мы тоже виноваты. Не проконтролировали, не узнали, как будет производиться ремонт», — посетовал директор. Сейчас виновных устанавливают следователи.
После ЧП в реставрационном центре начались разговоры о слабой пожарной безопасности всех музейных хранилищ.
Ранее заместитель министра культуры Павел Хорошилов заявил, что самой эффективной системой тушения огня в хранилищах остается газовая система, при которой инертный газ закачивается в помещение и вытесняет кислород. Но для людей он смертелен.
Между тем даже системы, использующие менее опасный для человека газ, могут не сработать или, наоборот, запуститься не вовремя, как это было в отделении подмосковного банка.
В Государственном музее им. Пушкина на Пречистенке газ в такой системе давно пора менять, но департамент культуры Москвы уже несколько лет отказывается этим заниматься. Об этом «Газете.Ru» сообщил директор музея и член президиума Совета музеев России Евгений Богатырев. «У нас в фондохранилище и ряде других помещений стоит газовая система пожаротушения с хладоном. Это самая современная система на время ее установки в 90-х годах, — сообщил Богатырев. — Мы постоянно проверяем ее работоспособность. И последние 4–5 лет я ежегодно направлял в департамент культуры Москвы заявки на замену газа в баллонах: его необходимо время от времени менять. Но до сих пор я не получил средств на это. Объяснение одно — нет денег».
По словам директора, только недавно чиновники дали согласие на замену газа. «Это не было непосредственно связано с пожаром в центре Грабаря, — сказал Богатырев. — Но тем не менее сейчас нам уже твердо пообещали выделить деньги. Ориентировочно, газ будет заменен в мае-июне следующего года».
«Я не могу сейчас сказать, что у нас стопроцентная безопасность», — добавил директор музея им. Пушкина.
Богатырев отметил, что ситуация с пожарной безопасностью в музеях катастрофическая. «Мы один из благополучных музеев в этом плане», — сказал он, пояснив, что, на его взгляд, вопросы сохранности экспонатов должны обсуждаться на государственном уровне. «Государство обязано проводить мероприятия по сохранению музеев, так как там хранится история нашего народа, — сказал Богатырев. — Сейчас ситуация с сохранением более чем неблагоприятная». Он добавил, что вопросы пожарной безопасности будут обсуждаться на форуме сотрудников музеев в Казани, с 14 по 16 сентября.