Подмосковные следователи объявили о возбуждении уголовного дела по факту трагедии в рассчетно-кассовом центре Центрального банка России в подмосковном Подольске. Дело возбуждено по п. «г» ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека). В помещении банка без объективных причин сработала автоматическая пожарная сигнализация, которая выпустила углекислый газ, быстро вытеснивший кислород. Люди начали задыхаться и падать в обморок. Из здания были эвакуированы около 70 человек — посетители и персонал. Тем не менее есть жертвы: одна женщина погибла. Всего жертвами несанкционированного срабатывания противопожарной системы, по данным Центробанка, стали девять человек, однако ранее МЧС заявляло о 13 пострадавших.
Как пояснили в Центробанке, «пять человек находятся в реанимации, в том числе один сотрудник МВД».
Пока неизвестно, в каком помещении — в хранилище или в офисах — произошел выброс газа, сработало ли звуковое предупреждение. Причины разгерметизации системы сейчас выясняются. По мнению Директора департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Дешевых, к ложному срабатыванию могла привести «неправильная эксплуатация системы или ошибка при ее проектировке». Об этом представитель ведомства заявил ИТАР-ТАСС. Он добавил, что в подольском отделении Банка России использовалась одна из самых дешевых систем автоматического пожаротушения.
Представитель МЧС пояснил, что в соответствии с российским законодательством ряд объектов должны быть оборудованы системами противопожарной защиты, в частности, установками автоматического пожаротушения, в которых используются вода, газы, аэрозоли, пенные растворы и порошки. «Конкретный вид такой системы выбирает сам собственник или проектная организация с учетом обеспечения безопасности. Однако нельзя выбирать огнетушащие средства, которые могут причинить вред людям. И по этому факту прокуратура сейчас проводит проверку», — сообщил Дешевых. По его словам, за надежность системы несет ответственность организация, которая ее установила, а пожарный инспектор должен приходить с проверкой раз в три года.
В столичных банках «Газете.Ru» сказали, что каждое финансовое учреждение выбирает самостоятельно тот вид оборудования, который им кажется наиболее эффективным.
«У нас в разных отделениях стоят разные системы — газовые и порошковые, — пояснил «Газете.Ru» представитель ВТБ-24 Вадим Маркарян. — Вид системы зависит от разных факторов, например от размера помещений. Все нормы безопасности у нас соблюдаются, и прецедентов, подобных подмосковному, никогда не было».
«В офисных помещениях нашего банка установлена современная спринклерная система водяного пожаротушения», — сказала пресс-секретарь Первого республиканского банка Елена Макашева. Она добавила, что при достижении критической температуры в помещение, где произошло возгорание, автоматически начинает поступать вода. Подобные установки безопасны для людей. «Контроль работы всех систем и выдача сигнала пожарной тревоги выводится в помещение охраны с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, — сказала Макашева. — Также имеется система звукового оповещения. Периодичность технического обслуживания систем, согласно регламенту, проводится ежемесячно и ежеквартально».
Эксперт одной из столичных компаний, занимающихся установкой оборудования для тушения пожаров, разъяснил, что газовые системы пожаротушения устанавливаются только в небольших помещениях, где нет постоянных рабочих мест и где в случае пожара пена и вода могут повредить важное оборудование или ценные бумаги — например, в серверных, банковских хранилищах, важных государственных и музейных архивах.
При срабатывании системы пожаротушения раздается звуковой сигнал, после которого находящиеся в помещении люди должны покинуть помещение, а затем пускается газ, который быстро вытесняет кислород, необходимый для горения. «В нашей серверной стоит именно такая система. Однако по офису, где мы работаем, расставлены обычные огнетушители», — пояснил он.
По словам эксперта, ответственность за исправность противопожарной системы несет фирма, которая ее устанавливала, но за правильную эксплуатацию отвечают клиенты.
Служба безопасности должна регулярно проверять работу системы вместе со специалистами, делать соответствующие пометки в журнале. Оборудование, говорят специалисты, практически никогда не отказывает.
Другой вопрос, проводили ли сотрудники компании-установщика инструктаж и проводили ли его потом сотрудники службы безопасности среди своих коллег.
«Также важно знать, верно ли установили систему», — говорит он, добавив, что в данном случае речь, скорее всего, идет о человеческом факторе. «Возможно, кто-то неправильно с ней работал или не следил за ее исправностью. Например, если на датчиках накопится пыль, то они могут сработать. Еще один вопрос — сработало ли в банке звуковое оповещение», — сказал эксперт.