В четверг в Мосгордуме прошел «круглый стол» на тему «Кодекс москвича — этический кодекс многонациональной столицы». Свою версию документа представил молодежный парламент. Идею городского комитета межрегиональных связей и национальной политики о создании документа под рабочим названием «Кодекс москвича» высказал в интервью «Российской газете» глава комитета Михаил Соломенцев. Как объяснил тогда чиновник, «пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города. Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски». И надо просто эти правила обобщить и растиражировать: «приезжает человек, а ему земляки дают книжку: посмотри, почитай, что здесь принято, а что не принято». При этом в мэрии заявляли, что цель «Кодекса москвича» — помочь приезжим гражданам из ближнего и дальнего зарубежья, а также из российских регионов в кратчайшие сроки адаптироваться к культурным и бытовым особенностям жизни в Москве.
Всерьез заявления чиновника восприняли разве что правозащитники, посчитавшие, что инициатива не просто опасна и оскорбительна, но и прямо противоречит законодательству, а ее авторов можно обвинить в шовинизме. Представители диаспор разделились в своем мнении.
Тем не менее заявление чиновника дало возможность напомнить о себе молодежному парламенту столицы, почти год назад презентовавшему плод совместного творчества с ГБУ «Центр молодежного парламентаризма» под названием «Этический кодекс многонациональной столицы».
Как следует из преамбулы к документу, «Этический кодекс» направлен в том числе и на «популяризацию представления о том, что взаимная уникальность и непохожесть людей является источником взаимной выгоды, способствует обогащению жизни и повышению ее качества». В книге рассматриваются «основные этические ценности», «вызовы и возможности культурного разнообразия», «религиозное измерение межкультурного диалога» и прочие далекие от насущных проблем рядового гастарбайтера вещи.
По словам председателя профильной комиссии Мосгордумы Антона Палеева, он нашел в «Этическом кодексе» много полезного, чего ранее не встречал в других документах. «С теоретической точки зрения документ разработан как научная работа, а не букварь для мигранта, приезжающего на заработки, — заявил Палеев. — Букварь должен привлекать внимание полезностью и читаемостью. А это документ для профессионалов и людей с широким кругозором. Но он очень интересный».
Впрочем, вопрос практической ценности представляющего научный интерес теоретического документа остается спорным. Кроме того, идеи «Этического кодекса» не очень коррелируют с тезисами главного московского специалиста по национальной политике.
Например, как говорится в документе, граждане «не должны быть лишены права на культурную и религиозную идентичность, что должно обеспечиваться совместными усилиями правительства Москвы, гражданского общества и религиозных сообществ». Как объяснили участникам «круглого стола», никто и не собирался запрещать приезжим говорить на своем языке — журналисты все неправильно поняли. «Говорить человек может на любом языке — это право гарантируется ему Конституцией, — заявил Соломенцев. — Но он не может интегрироваться в городскую среду, не зная русского языка. И вовсе неприемлемо, когда люди не могут общаться, совместно работая, например, на стройке — это просто опасно». Кроме того, считает чиновник, «необходимо согласовывать права меньшинства с правами большинства», тем более что московское сообщество крайне негативно относится к «приезжим культурам».
«Надо еще дополнительно посмотреть наши традиции и положить это на бумагу», — отметил Соломенцев.
При этом, считает он, кодекс должен быть «букварем» — небольшим, доступным и желательно в форме комиксов.
«Приехал человек в Москву, открыл книжицу и прочитал, что нельзя делать, чтобы не было конфликтных ситуаций. Это одна из форм интеграции», — заявил чиновник.
К тому же, по его мнению, кодекс поможет не только приезжим, но и «москвичам, которые не всегда соответствуют званию жителя столицы». В подтверждение этих слов участники «круглого стола» — представители молодежных объединений — пустились в рассуждения о том, что «Москва перестает быть европейским городом», «стало страшно ходить по улицам», «на рынках в отличие от Санкт-Петербурга все нерусские», а популярность национализма объясняется тем, что «он дает цель». «Почему это все едут в Москву, пускай кавказцы и азиаты поднимают Колыму», — предложил член молодежной палаты, третьекурсник МГИМО.
Спикер Мосгордумы Владимир Платонов не выдержал и, довольно резко поставив будущего дипломата на место, призвал собравшихся вернуться к теме обсуждения.
По словам председателя Союза студенческих землячеств Кантемира Хуртаева, кодекс — «своевременный и нужный документ». «Что-то записано в Священном Писании, что-то в законодательстве, но есть более тонкие вещи, о которых не говорится нигде. Например, можно ли танцевать лезгинку на улице». По его словам это, как и многие обряды, вызывает негативную реакцию местных жителей и формирует соответствующие стереотипы по отношению к приезжим. С другой стороны, последние не понимают, «чем может быть неприемлема та же лезгинка».
Впрочем, ответа на вопрос, что же конкретно войдет в свод правил под громким названием «Кодекс москвича» и можно ли танцевать на московской улице не лезгинку, а, например, сиртаки или даже барыню, на «круглом столе» так и не прозвучало.
«Мне жаль, что вы ожидали перечня запретов, — заявил после заседания журналистам Платонов. — Мы собирались, чтобы были выработаны правила поведения в многонациональном городе. Эта тема очень сложная. Невозможно подменить одним документом все федеральное законодательство». По его словам, для выработки этих правил «надо взять весь опыт российского государства», не забыть про «Моральный кодекс строителя коммунизма» и десять христианских заповедей.
По мнению лидера фракции КПРФ в столичном парламенте Андрея Клычкова, проблема заключается в «культурной среде», «закладываемые в основу кодекса концепции не верны» и «никакая брошюра тут не поможет».
Но главная беда, считает Клычков, заключается в том, что власти опять «подходят не с той стороны».
«Неисполнение органами госвласти законодательства в части контроля за трудовой миграцией лежит на самих этих органах. Вот о чем надо говорить, — заявил он. — А мы создаем некую памятку! Обсуждение такой серьезной проблемы должно родить не методичку, а пути ее решения».