Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Русской православной церкви (РПЦ) отец Владимир Вигилянский во вторник призвал суд к снисхождению и милосердию к организаторам выставки «Запретное искусство-2006», приговор которым 12 июля собирается вынести Таганский районный суд.
«Раз у нас существует правовая оценка подобного рода действий, люди должны отвечать. Но не тюремным заключением. Церковь не должна указывать суду, но мы все же призываем к снисхождению, милосердию», — сказал Вигилянский «Газете.Ru».
«Это мое личное мнение, оно не является официальным заявлением РПЦ», — добавил пресс-секретарь патриарха. Официально церковь скандальный процесс вокруг «Запретного искусства» не комментирует.
Напомним, прокурор, выступая в Таганском суде в прениях, попросил приговорить куратора выставки Андрея Ерофеева и тогдашнего директора Музея им. Сахарова, где проходила выставка, Юрия Самодурова к трем годам лишения свободы в колонии-поселении. Гособвинитель напомнил, что Самодурова судят по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к религии) уже не в первый раз. В 2005 году его приговорили к штрафу 100 тысяч рублей за организацию выставки «Осторожно, религия!», которая тоже оскорбила верующих.
Представитель РПЦ, как и прокуратура, склонен разделять степень вины Самодурова и Ерофеева. «Ерофеев — искусствовед и хотел показать течения андерграунда, его поступок отличается от поступка Самодурова, у них разное целеполагание. Конечно, я не знаю материалов суда, я не знаю, как Ерофеев сам объяснял свои мотивы. Окончательно решит, конечно, суд, принимая во внимание мнения прокурора и адвокатов», — рассуждает Вигилянский.
«Но, на мой непосвященный взгляд, его вообще можно было бы оправдать», — заявил церковный иерарх.
Вигилянский пояснил, что его призывы к снисхождению «не говорят о том, что нужно оправдывать оскорбление религиозных чувств людей». «Считается, что мы все равны перед законом, кто бы мы ни были — художники, деятели искусства, политики, любые другие люди. Нас призывают жить в правовом государстве. Неприличное поведение, хулиганство, оскорбление людей, их религиозных чувств недопустимо», — заметил пресс-секретарь РПЦ. Именно такие цели, по мнению Вигилянского, преследовал Самодуров, организовав в Сахаровском центре выставку «Запретное искусство». Сам Самодуров, выступая в прениях в Таганском суде, напомнил, что целью выставки, которую он впервые провел в 2007 году и собирался повторить в 2008-м, было собрать и продемонстрировать работы, отвергнутые в течение года различными выставочными площадками Москвы. Директор Музея им. Сахарова и куратор выставки собирались привлечь внимание к проблеме цензуры и самоцензуры в столичных музеях.
«Я очень признателен, что это выступление РПЦ состоялось, — сказал «Газете.Ru» во вторник Ерофеев. — Наконец-то официальные представители церкви высказались в том духе, что они не являются инициаторами этого процесса, не стоят на стороне «Народного собора», дистанцируются от обвинителей».
Искусствовед и раньше полагал, что РПЦ не являлась инициатором уголовного преследования организаторов выставки. «РПЦ пытаются вовлечь в эту историю те злонамеренные силы, которые раздувают этот скандал, в частности, движение «Народный собор», — уверен Ерофеев. Ранее в прениях он заявил, что никого не желал оскорбить своей выставкой: «Но, если кого-то все-таки оскорбил, прошу у них извинения».
Рассуждать о конфликте современного искусства и Русской православной церкви, который превратился в суде в открытое противостояние, ошибочно, считает искусствовед. «Это противоборство пытается сконструировать «Народный собор», чтобы на этом конфликте выскочить в большую политику. Это фашистская тактика: в 1930-е годы фашисты в Германии начали с травли Ремарка. Проблема не в неприятии церковью современного искусства, а в том, что для фашиствующих молодчиков неприемлема современная культура», — говорит Ерофеев.
Напомним, с заявлением в прокуратуру в 2007 году обратились активисты движения «Народный собор», называющие себя православными националистами. Они сообщили, что посетили выставку в Сахаровском центре, были шокированы увиденным, оскорбились и теперь требуют привлечь к ответственности организаторов. В суде было допрошено более 130 свидетелей, однако выяснилось, что своими глазами экспонаты «Запретного искусства-2006» видели только трое «пострадавших» — остальным показали знакомые или следователь, который вел дело. Адвокаты в процессе заявляли об абсурдности и неправомерности выдвинутых обвинений, однако процесс начался в Таганском суде летом 2008 года и длился в течение двух лет.
На стороне организаторов выставки до начала суда и во время слушаний выступали различные деятели искусства, художники и общественные деятели. Накануне, в понедельник, появилось еще одно такое письмо — на этот раз прекратить преследование Ерофеева и Самодурова попросили известные российские художники, в том числе Илья и Эмилия Кабаковы. «Обвинительный приговор самым неблагоприятным образом скажется на репутации России в международном культурном сообществе», — говорится в обращении в президенту Дмитрию Медведеву, опубликованном на официальном сайте «Эха Москвы». Впрочем, никаких мер по такому обращению президентом быть принято не может: как глава государства он не имеет права влиять на решение суда, которое должно быть оглашено на следующей неделе.