Утром в четверг одной из голодающих жительниц Нижней Имеретинки стало плохо. У Валентины Чулаковой поднялось давление, участие в голодовке ей пришлось прекратить по настоянию врачей и мужа. Но к вечеру состояние Чулаковой улучшилось, и она снова присоединилась к единомышленникам. Всего в голодовке принимают участие восемь сочинцев, это жители улиц Верхнеимеретинская и Хадыженская. На месте их домов вскоре должно начаться возведение олимпийских объектов, а жителей планируется переселить в специально возведенные дома в поселке Некрасовка и на улице Таврическая.
Голодающие требуют провести повторную оценку участков, которые у них изымают под строительство.
«Мы не согласны с этой методикой, по которой участок оценивают в три раза ниже кадастровой стоимости. У меня, например, кадастровая стоимость 4 млн 773 тысяч рублей за сотку, а оценили в 1 млн 400 тысяч», — рассказывает одна из участниц акции Любовь Фурса. «Предоставляемые земельные участки должны оцениваться по себестоимости, а не по рыночной стоимости. Государство — не спекулянт», — добавляет другой голодающий, Павел Жуковский. Лагерь голодающих развернут во дворе дома Любови Фурсовой. Люди сидят на стульях, рядом канистры с водой, на заборах плакаты. «Требуем встречи с В. В. Путиным», — написано на одном из них. Сначала жители хотели поставить на Верхнеимеретинской улице палатку, но им не разрешили власти.
Голодовка началась в среду днем, а вечером на Верхнеимеретинскую улицу приехали представители ГК «Олимпстрой», администрации Сочи и олимпийского департамента Краснодарского края. Как рассказал «Газете.Ru» источник в краевой администрации, «сейчас ведется сбор информации, которая покажет, есть ли основания для выдвинутых жителями требований». От официальных комментариев в краевой администрации пока отказываются: «Разбираемся в ситуации».
Как объяснили «Газете.Ru» в олимпийском департаменте, жителям Нижней Имеретинки, когда встал вопрос об их выселении, был предоставлен выбор: или денежные компенсации, или переезд в новые дома, построенные в Некрасовке.
«Жилье получали метр в метр. Кто-то, наверное, пожадничал, выбрал себе двух-трехэтажный коттедж, а теперь на него не хватает денег», — рассуждают в департаменте.
Со слов жителей все выглядит иначе: «Когда выбирали проект в Некрасовке по первой оценке, я выбрала площадь большую, чем у меня сейчас, но мне по тем оценкам денег хватало, даже оставалось, а теперь не хватает», — рассказывает Любовь Фурса. Другой жительнице поселка, чтобы получить жилье, необходимо тоже доплатить из собственного кармана денег. Ее участок в Нижней Имеретинке меньше стандартных в Некрасовке — четыре, а не семь соток. «В результате с нее требуют, чтобы она выплатила разницу в сотках: жилье всем предоставляют на стандартных участках. Но это 5—6 миллионов, а у нее двое детей», — рассказывает местная жительница Светлана Берестенева, которая в акции не участвует, но сочувствует голодающим. Ее блог в «Живом журнале», посвященный проблемам Имеретинки, называется «До Олимпиады жил в Сочи». Жители подозревают, что цена их домов занижена, а новостройки в Некрасовке им предлагают, наоборот, по завышенной цене. «Мы требуем предоставить проект планировки Некрасовки и улицы Таврическая, все технические документы и проектировочные, включая смету», — говорит Жуковский.
Еще один довод жителей — неподготовленность земли для сельхозработ на новых участках. «Нам участок выделили в 1958 году, и с тех пор мы его обрабатываем, — рассказывает Фурса. — А там, в Некрасовке, набросали земли на 30—40 сантиметров, а внизу камни, технический мусор. Как там деревья вырастут?»
По данным олимпийского департамента Краснодарского края, всего в связи со строительством спортивных и инфраструктурных объектов к Олимпиаде-2014 планируется переселить жителей 614 индивидуальных и 38 многоквартирных домов. «30 апреля мы проверили готовность домов. И выбрали для этого лучших приемщиков — самих жителей», — заявил в понедельник на встрече с журналистами вице-губернатор Кубани Александр Саурин. Администрация края взяла на себя обязательства соблюсти все юридические формальности при подготовке полного пакета документов, добавил он.
На той же встрече представители администрации говорили о так называемой программе минимизации: после многочисленных обращений жителей Сочи к российскому правительству снос домов, в том числе и в Имеретинской низменности, был частично сокращен. Но насколько — жители не знают до сих пор.
На той же встрече первый вице-президент ГК «Олимпстрой» Виктор Прядеин обещал сообщить о количестве владений, попавших в зону минимизации, к 14 мая. Но жители Нижней Имеретинки говорят, что до сих пор не в курсе, кому именно придется съезжать, а кого могут оставить на месте.
«Требуем план планировки Имеретинской низменности», — несколько корявый лозунг красуется на одном из заборов на улице Верхнеимеретинская. Голодающие говорят, что в отношениях с властями и «Олимпстроем» им не хватает открытости: плана строительства им не предоставили, оценка земель тоже велась без их участия. «Мы требуем, чтобы оценка проводилась с участием собственника, гласно, открыто. Также требуем предоставить всю документацию по оценке недвижимости», — перечисляет активист Жуковский. В администрации края настаивают, что «власть идет навстречу жителям, работают общественные приемные». В декабре прошлого года и в январе этого проводились презентации для жителей с участием компаний-оценщиков. До конца мая планируется организовать еще одну такую встречу. «С жителями ведется диалог. Если человек все равно недоволен, он может обратиться в суд, решать вопрос в правовом поле», — говорят в олимпийском департаменте.
Жители Верхнеимеретинской и Хадыженской улиц называют свою голодовку бессрочной — она не прекратится, пока не будут выполнены их требования. Для разрешения конфликта, говорят голодающие, нужно будет создать согласительную комиссию, участвовать в ней должны жители и представители властей — «50 на 50».