Осужденный за мошенничество Григорий Грабовой провел за решеткой 4 года и 22 дня. «То есть больше половины срока от 8 лет, назначенных ему судом», — сказал «Газете.Ru» помощник судьи городского суда города Березники Пермского края.
Основным аргументом для судьи на заседании об условно-досрочном освобождении афериста стала характеристика на Грабового из исправительной колонии 38, в которой говорилось, что арестант «был вежливым и активным».
«У нас несколько коробок с основаниями для освобождения этого заключенного», — сообщили в суде. Но главным доказательством исправления бывшего мошенника стала бумага из ИК-38. «В ней говорится, что Грабовой участвует в работах по благоустройству территории отряда, посещает спортивные мероприятия, а также воспитательные и культурно-массовые, и сам принимает в них участие, — сказала помощник судьи. — С администрацией колонии Грабовой всегда вежлив и корректен, адекватно воспринимает сделанные ему замечания. Правила внутреннего распорядка не нарушает, поддерживает отношения с осужденными, которые также характеризуются положительно».
Грабовой тщательно заправляет койку и следит за чистотой простыни, арестантскую робу носит по правилам.
Руководство колонии наложило на него только одно взыскание, которое уже погашено. Однако, насколько исправился осужденный, в колонии не смогли сказать, так как «целитель» был переведен в ИК-38 только 10 февраля этого года. «Об этом представители исправительного учреждения написали в своей бумаге», — пояснили в суде, добавив, что характеристики из предыдущей колонии к ним не поступало. «Но в предоставленной справке есть ссылка на его поведение в другой колонии — ИК-11», — добавила сотрудник суда. На этот же факт — недолгое пребывание в колонии — указали и сотрудники прокуратуры.
Между тем в решении суда сказано, что на предыдущем месте Грабовой также характеризовался положительно.
В колонии № 11 бывший мошенник был председателем секции досуга и «работал над улучшением общеобразовательного уровня».
На руку Грабовому также сыграл тот факт, что он полностью погасил предъявленный ему в исках ущерб и дополнительные штрафы, наложенные судом. «Целителю» надо было выплатить 750 тысяч рублей государству и 252 тысячи рублей общего ущерба потерпевшим. «Сейчас у прокуратуры есть срок до 11 мая включительно, чтобы обжаловать решение суда, — сказала помощник судьи. — После 11 мая Грабовой может быть освобожден».
Впрочем, представители прокуратуры заявили, что они не будут бороться за то, чтобы оставить мошенника за решеткой. «Мы считаем, что решение вынесено обоснованно, — пояснил «Газете.Ru» старший помощник прокурора Березниковской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Лев Ташкинов. — Положительная характеристика на действия Грабового до его пребывания в ИК-38 есть в его личном деле». По его словам, арестант будет освобожден «рано утром 7 мая».
По данным следствия, псевдоцелитель обманывал граждан, обещая вылечить (в том числе путем регенерации внутренних органов) или «воскресить» близких.
Прокуратура начала проверку деятельности Грабового после того, как в 2005 году в следственные органы обратился комитет «Матери Беслана». Его представители обратили внимание прокуратуры на то, что отколовшаяся часть матерей во главе с Сусанной Дудиевой поддерживает отношения с Грабовым, так как тот обещал воскресить их погибших детей.
Контакты бесланских матерей с Грабовым широко освещались в СМИ (однако впоследствии этот эпизод не вошел в уголовное дело). Возможно, поэтому расследование скандального дела было проведено энергично. Дело было передано в суд уже в сентябре 2006 года. Однако в Таганском суде оно в итоге слушалось около двух лет.
Согласно обвинительному заключению, составленному московской прокуратурой, Грабовой в 2001 году организовал пирамиду, в которой каждый освоивший «учение» за плату мог проповедовать его в регионах. С каждого такого филиала «целитель» получал отчисление в размере 10% с дохода. Стоимость обучения на семинарских занятиях, где собиралось до 500 человек, составляла 2 тысячи рублей, а курс «индивидуальных занятий» обходился в 39,1 тысячи рублей. За эту сумму, как считает следствие, Грабовой и «воскрешал» умерших.
Одним из желающих вернуть скончавшегося брата стал корреспондент «Комсомольской правды» Владимир Ворсобин, однако вместо настоящей фотографии он предоставил фоторобот. Журналист заплатил Грабовому, и тот заявил, что его «брат» воскрес и находится где-то южнее Санкт-Петербурга. По заявлению Ворсобина и было возбуждено уголовное дело.
Сам Грабовой вины не признал и заявил, что развивал свое учение на безвозмездной основе и вообще занимался политикой и общественной деятельностью.
На суде адвокаты доказывали, что их подзащитный вообще никогда не обещал людям «воскрешения умерших» или «исцеления». Напротив, экстрасенс лишь обещал обучить тех специальной методике, позволяющей встретиться с покойными родственниками в духовном мире или излечиться. При этом Грабовой якобы всегда подчеркивал, что успех зависит от точности исполнения его инструкций и способностей самого клиента.
Оглашение приговора лжецелителю проходило непросто, поскольку на него явились более 100 последователей учения Грабового из партии «Добровольного распространения учения Григория Грабового» (ДРУГГ). В итоге Грабовой получил 11 лет лишения свободы в колонии общего режима, штраф в пользу государства в размере 1 млн рублей и по 39 тысяч рублей каждому из семи потерпевших в счет материального ущерба. Вскоре прокуратура сама подала ходатайство о переквалифицировании нескольких эпизодов, после чего Мосгорсуд вынес решение о снижении наказания до 8 лет. Кроме того, суд изменил с 1 млн до 750 тысяч рублей размер штрафа, взыскиваемого в пользу государства.