Прокуратура Польши по-прежнему рассматривает четыре версии причины крушения самолета Ту-154 под Смоленском. Ни одна из них следователями пока не отклонена, передает канал TVN24.
Ту-154, по мнению польских прокуроров, мог потерпеть крушение из-за технической неполадки, неправильных действий экипажа, ошибки наземных служб или влияния третьих лиц.
Таким образом, польская прокуратура опровергла ранее сделанные другими должностными лицами заявления о том, что приоритетной является версия об ошибке пилота, а версии о технической неисправности машины и вмешательстве третьих лиц подтверждения не получают.
При этом технические неполадки официальные представители следственных органов делят на структурные дефекты Ту-154, дефекты оборудования, вызванные плохим обслуживанием наземных служб, и на поломку, которая могла произойти уже непосредственно во время полета. Экипаж же мог совершить либо ошибку в пилотировании, либо мог нарушить летные правила и устав. Следователи не исключают, что катастрофа произошла или по вине польских диспетчеров и наземного персонала, или из-за действий российской стороны на земле. TVN24 отмечает, что «действия третьих лиц» могут означать либо взрыв на борту, либо высказанные экипажу пожелания VIP-персон. При этом следователи практически сразу после катастрофы заявили, что на обломках машины следов тротила или других взрывчатых веществ не обнаружено.
О том, что на экипаж могло оказываться давление, говорит обнародованный газетой Gazeta Wyborcza доклад главы ВВС Польши Кшиштофа Заленского, который был подготовлен уже через несколько часов после катастрофы.
В нем говорится, в частности, что президентский самолет должен был вылететь в Смоленск на час раньше – в 6.30 по времени Польши (8.30 мск).
За полтора часа до него, в 5.00, ВВС запланировали полет в Смоленск Як-40 с журналистами. В итоге, как пишет издание, Ту-154 вылетел из Польши практически на час позже – около 7.30 (9.30 мск). Как пояснил Gazeta Wyborcza комнадир 36-го элитного транспортного полка, в котором служили пилоты Ту-154, полковник Рышард Рачиньский, Минобороны всегда указывает в каждом подготовленном графике вылета VIP-персон время «с запасом». «Это позволит изменить маршрут, подождать улучшения погодных условий, или пилот сможет приземлиться на запасном аэропорте», — поясняет Рачиньский. Як-40 в результате благополучно приземлился. Но после погода резко ухудшилась.
Собеседники газеты в службе безопасности президента напомнили, что у Леха Качиньского в Смоленске была намечена плотная программа, и уже вечером он должен был вернуться обратно в Варшаву. Если бы Ту-154 ушел на запасной аэродром в Минск или Витебск, то президенту, скорее всего, пришлось бы еще ждать, когда его делегации (напомним, на борту летели 88 пассажиров) организуют автомобильную колонну до Смоленска. В результате оказаться на мероприятии он смог бы не раньше, чем через четыре часа. Как пояснил генерал службы Мариан Яницкий, заранее колонна не могла ждать Качиньского в возможных запасных аэропортах. Сопровождение президента начинают организовывать, по словам генерала, когда уже точно известно место посадки.
Кроме того, Минобороны Польши не было уведомлено, что на борту будет лететь фактически все командование, сказал газете источник в ведомстве.
В катастрофе погибли заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский, глава Генерального штаба Войска Польского Франчишек Гонгор, оперативный командующий польскими вооруженными силами генерал Бронислав Квятковский, командующий ВВС генерал Анджей Бласик, командующий сухопутными войсками дивизионный генерал Тадеуш Бук, командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский, командующий ВМФ вице-адмирал Анджей Карвета и командующий гарнизоном Варшавы бригадный генерал Казимеж Гиларский. Руководитель президентской канцелярии Владислав Стасяк, также погибший под Смоленском, только отправил на имя министра национальной обороны Польши Богдана Клиха письмо со своей подписью, где указывалось: «Господин президент намерен пригласить на эту церемонию (мемориальные мероприятия, посвященные 70-летию трагических событий в Катыни. – «Газета.Ru») высокопоставленных командующих польской армией».
«Нам ничего не было сказано о таком количестве VIP», — говорит источник Gazeta Wyborcza в Минобороны.
Он также добавил, что, как выяснилось, командование получило приглашение в Смоленск еще 25 марта. Один из генералов прервал для поездки отпуск. О том, что на борту находится фактически все командование, сами высокопоставленные военные, как указывает источник, узнали уже в самолете. «Конечно, случается, что кто-то из генералов летит вместе. Например, летали так в Афганистан. Но чтобы так сразу все — такого не было», — говорит собеседник. После крушения самолета CASA с двадцатью польскими офицерами на борту в январе 2008 года было запрещено летать одним рейсом министру обороны и его заместителю. Совет национальной безопасности Польши, по информации источника, сейчас разрабатывает новые правила полетов государственных лиц.