В республике Башкирии проводится доследственная проверка по делу о задержании местного жителя Раушана Гатиатуллина. Как рассказал «Газете.Ru» сотрудник уфимского филиала Комитета против пыток (КПП) Антон Фадеев, Гатиатуллин обратился к нему за помощью 16 апреля этого года.
Он рассказал правозащитнику, что пострадал во время спецоперации по задержанию группы боевиков, начавшейся в городе Октябрьском 30 марта.
Тогда в 29-й микрорайон ввели бронетехнику и бойцов спецназа, а все выезды из населенного пункта оцепили. Официально в милиции говорили, что происходящее – часть запланированных учений, а затем признали, что вместе с ФСБ ловили преступников, 23 марта ограбивших местный оптовый склад. В итоге милиционеры заявили, что задержали «особо опасных членов экстремистского бандподполья», готовивших серию терактов на территории Приволжья. Возглавлял группировку 44-летний уроженец Ингушетии Башир Плиев, также известный как эмир Башкирский, который также был вскоре задержан. В минувший вторник в ФСБ заявили, что группировка может быть причастна к похищению сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского в июне 2009 года и нескольким терактам.
31 марта МВД также рапортовало о поимке подельника террористов в селе Буданьяр. При задержании, говорили в милиции, он оказал вооруженное сопротивление, поэтому по нему был открыт огонь. После этого о задержанном предполагаемом ваххабите милиционеры ничего не сообщали. «И понятно почему: милиционеры ошиблись адресом, а потом попытались выдать ошибку своих сотрудников за спецоперацию по задержанию ваххабита. А потом решили эту историю вообще забыть», — говорит Фадеев из КПП.
За ваххабита милиционеры приняли строителя Гатиатуллина, приехавшего в село к родителям.
Как рассказал «Газете.Ru» сам Гатиатуллин, в Октябрьском он вместе с женой снимает квартиру. 30 марта он поехал в родное село, чтобы прописать двух своих сыновей – одному 8 месяцев, а другому 2 года. «И решил остаться у мамы с бабушкой», — поясняет он. Утром 31 марта, когда Гатиатуллин собирался ехать в город, в дом его родителей ворвались участковые Радик Султанов, Ильгизар Шаяхметов и Олег Хакимов. Руководили операцией начальник местного РОВД Алексей Алехин, глава отдела угрозыска Юрий Будский и оперативник Эдуард Садыков. «Участковые сначала меня скрутили, а потом я услышал выстрел и почувствовал резкую боль в спине. Как оказалось, это участковый Султанов в меня выстрелил. Я сначала думал, что это травматика, а потом начал истекать кровью. Мама кричит, ищет бинты, бабушка упала в обморок, а милиционеры ничего не объясняют и говорят, что ничего страшного», — сказал Гатиатуллин.
Правозащитник Фадеев поясняет: пуля попала Гатиатуллину в лопатку, сломав ее, и прошла насквозь, задев грудную клетку.
Посовещавшись, милиционеры вывели Гатиатуллина на улицу, погрузили в свою «Ниву» и отвезли в больницу. Там он провел две недели под тщательной охраной. «Милиционеры сказали, что проверяют меня на причастность к тем грабителям склада, но никакого дела на меня не завели. Я же им честно отвечал, что ни с кем из задержанных не знаком. Пока я лежал в больнице, мне позвонила жена, которая на время переехала к теще, и сказала, что в нашей квартире в Октябрьском проводят обыск», — сказал Гатиатуллин. По его словам, оперативники нашли в его доме сверток с патронами и два диска «с экстремистской литературой». Гатиатуллин говорит, что за запрещенную литературу они приняли аудиоверсию Корана – на русском и арабском. «Жена говорит, что один милиционер вошел в комнату со свертком в руках, а там были строительные перчатки и несколько патронов. Он сказал, что нашел их в серванте, сам же их начал пересчитывать, хотя ведь нужно снять отпечатки. Правда, жена говорит, что до прихода милиционеров там лежали только ее фен и шейный платок. Какие у меня патроны, какой из меня ваххабит? Я на стройке работаю», — возмущается Гатиатуллин.
В МВД, впрочем, утверждают, что патроны принадлежали именно Гатиатуллину, и продолжают называть его «предполагаемым соучастником экстремистов».
«Он же выехал из Октябрьского во время спецоперации. У него обнаружено большое количество боеприпасов. Были изъяты патроны калибра 5.45 и 9 миллиметров», — сказали «Газете.Ru» в ведомстве, но уточнили, что никакого дела по факту находки или участия Гатиатуллина в бандформировании не возбуждалось.
«Милиционеры действительно просто ошиблись адресом, а теперь всячески пытаются замять этот инцидент, потому и тишина с уголовным делом», — говорят правозащитники. В МВД парируют: «Никто адресом не ошибался. Это же участковые — они село знают как свои пять пальцев и имели ориентировку на Гатиатуллина. Пусть правозащитники дождутся окончания проверки и не делают таких претенциозных заявлений».
По мнению же правозащитников, куда вероятнее, что дело будет заведено на участкового Султанова, который прострелил Гатиатуллину спину.
«Ранее мы уже передали все собранные нами материалы следователю, и сегодня он примет решение о возбуждении уголовного дела, скорее всего по статье «превышение должностных полномочий», — предполагает правозащитник. Пока, сказали в республиканском МВД, Султанов продолжает исполнять свои обязанности, периодически общаясь со следователями, а за операцию в селе Буданьяр даже получил благодарственную грамоту.