Оперативники центра Э ГУВД Новосибирской области пришли к нескольким анархистам и антифашистам с обысками рано утром во вторник. У 22-летнего студента Михаила Плеханова они были в 7.00 по местному времени (10.00 мск). «Милиционеры пришли вдвоем, они предъявили постановление об обыске в моей квартире, прошли в мою комнату, спросили, есть ли запрещенные материалы, литература какая-нибудь. Я сказал, что нет, но показал им ящик с левыми газетами, там еще какой-то хлам валялся, листовки. Они забрали», — рассказал Плеханов «Газете.Ru». Обыск продолжался около двух с половиной часов, но искали милиционеры «как-то вяло». «Такое впечатление, что брали все подряд, но без особого энтузиазма. Хотели жесткий диск изъять, но я не отдал — у меня там диплом, защита через неделю», — добавил студент. У еще одного антифашиста изъяли портрет Владимира Путина с надписью «Путина бояться — в сортир не ходить».
В пресс-службе Новосибирского областного ГУВД подтвердили, что оперативники центра Э «проводили оперативные мероприятия, обыски и выемку литературы».
«Обыски проходили в рамках расследования взрыва на Красном проспекте 12 марта», — сообщил «Газете.Ru» представитель ГУВД Антон Сурнин.
Взрыв в центре Новосибирска прогремел месяц назад. Самодельное взрывное устройство кто-то подложил к крыльцу здания, на первом этаже которого находится аптека. В момент ЧП в ней не было посетителей. Пострадала женщина, проходившая мимо: в нее попали осколки витрины, которую выбило взрывной волной. Ее отвезли в больницу, но вскоре выписали — травмы оказались не тяжелыми. Уголовное дело, уточнил Сурнин, расследуется по статье «хулиганство», но его могут переквалифицировать. «В числе прочих версий взрыва отрабатываются на причастность члены молодежных экстремистских движений», — сказал представитель ГУВД.
По какому принципу выбирались «члены молодежных экстремистских движений» для обыска, Сурнин пояснить затруднился. «Это граждане, о которых есть определенная информация. Смысла не имеет говорить, кто, в какой мере, где засветился. Центр Э — подразделение оперативное, у них есть такие данные», — говорит представитель ГУВД. Ордера на обыски у пятерых антифашистов и анархистов выдал суд Центрального района Новосибирска. «В постановлении говорилось, что есть оперативная информация о причастности к взрыву неустановленных лиц из группировки антифа, которые привлекались к административной и уголовной ответственности. Я, кстати, не привлекался ни к той ни к другой», — говорит Плеханов. Он в документах центра Э назван активным членом такой группировки.
По некоторым данным, обыски также проводились у идеологических противников антифа, членов правых группировок националистического толка. Правда, официального подтверждения этой информации пока нет. «Наверное, центр Э просто хочет собрать информацию, взрыв тут ни при чем. Если бы они что-то конкретное искали, то действовали бы по-другому, мне кажется. А так — собирают информацию о людях, которые хоть какую-то проявляют активность», — рассуждает обысканный студент. После обыска, который завершился в 9.30 (12.30 мск), оперативники собирались увезти Плеханова на допрос, но он отказался. По некоторым данным, на беседу в милиции согласился только один антифашист, которого зовут Григорий. Остальным обещали прислать повестки, но пока этого не произошло.
Среди прочего антифашистам задавали вопросы о художнике Артеме Лоскутове.
Лоскутов — известный новосибирский активист, лидер арт-группы «Бабушка после похорон», организатор ежегодного первомайского шествия «Монстрация», во время которого молодые художники маршируют по улицам Новосибирска с парадоксальными лозунгами. 18 марта Лоскутову вынесли приговор за незаконное хранение марихуаны, обязав выплатить штраф 20 тысяч рублей. Художник настаивает, что дело сфабриковано, и добивается оправдания — кассационная жалоба уже подана. «Во время этих обысков у ребят спрашивали, как они думают, правда ли мне подбросили наркотики», — рассказал Лоскутов «Газете.Ru». По его словам, все те, у кого прошли обыски, «в той или иной форме» поддерживали художника в ходе уголовного процесса против него.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», действительно ли центр Э интересовался антифашистами из-за их знакомства с Лоскутовым, в ГУВД Новосибирской области отвечают отрицательно. «Категорически нет. Сами подумайте, как это дело о наркотиках может быть связано со взрывом?» — заявил представитель управления Сурнин. В то же время он подтвердил, что самим Лоскутовым интересовался центр Э.
«Действительно, беседовали с ним. Потому что в зону ответственности этого подразделения входит контроль за молодежными неформальными объединениями, в том числе и за монстрантами», — сказал представитель областного ГУВД.
Напомним, Лоскутов, выступая в суде с последним словом, заявил, что в 2008 и 2009 годах его вызывали к себе сотрудники центра Э Сергей Трофимов и Сергей Миллер, как последний обещал найти ему «подходящую статью УК», а перед майской «Монстрацией» 2009 года поставил телефон Лоскутова на прослушку. По словам подсудимого, утром 15 мая 2009 года Миллер вызвал его «на беседу» (в процессуальном законодательстве такого действия не предусмотрено), но тот отказался, так как на этот день у него была назначена предзащита дипломной работы. Вечером того же дня художник был задержан.