Когда в понедельник стали приходить сообщения о массовых голодовках авиадиспетчеров, представители Госкорпорации по организации воздушного движения заявили, что это неправда. «Голодает всего три человека в Ростове-на-Дону, из которых один уволен за прогулы, другой сокращен по состоянию здоровья. Они заперлись в офисе КПРФ и сейчас спорят между собой, что делать, — заявил «Газете.Ru» помощник генерального директора по связям с общественностью госкорпорации Андрей Прянишников. — Во всех филиалах авиадиспетчеры выполняют свои функции по управлению воздушного движения, никто не помышляет ни о каких голодовках и ни о каких протестных акциях».
Действительно в диспетчерских продолжают руководить воздушным движением.
Диспетчеры же подробно рассказывают «Газете.Ru» о том, как они протестуют.
Акции протеста были объявлены с 9 по 12 апреля, и количество присоединившихся каждый день растет. К вечеру понедельника насчитывалось 17 городов. После обзвона части профсоюзов стало известно, что в Краснодаре голодают 98 человек, по 30 диспетчеров — в Нальчике и в Ставрополе, 50 — в Нижневартовске, 80 — в Сургуте, 130 — в Екатеринбурге и 300 диспетчеров — в Ростове-на-Дону. «Также в акции принимают участие Иркутск, Сыктывкар, Минеральные Воды, Оренбург, Якутск, Надым, Набережные Челны, Волгоград, Бугульма и Когалым», — сообщил «Газете.Ru» председатель Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев.
В начале разговора все авиадиспетчеры сразу заявляют, что они не голодают в полную силу.
«Акция не направлена на срыв воздушного движения, — пояснил «Газете.Ru» председатель профсоюза авиадиспетчеров Краснодара Анатолий Карпов. — Поэтому смены постоянно меняются — одна дежурит в аэропорту, одна — примерно 10-12 человек находится в нашем помещении и голодает, остальные готовятся выйти на работу — отдыхают и питаются. Всех перед сменой проверяют врачи, которые не допустят выхода на работу ослабевшего сотрудника». Подобной схемы придерживаются и в других городах.
Тем не менее, есть такие, кто действительно отказывается от еды. Председатель профсоюза Кабардино-Балкарии Мурадин Бесланеев сообщил «Газете.Ru», что он не ест уже четвертые сутки.
«Я сейчас в отпуске, поэтому могу себе это позволить, — сказал Бесланеев. Он говорит очень тихо, словно стараясь сберечь оставшиеся силы. — Мы начали акцию протеста с 9 апреля, сначала диспетчеры приходили голодать в служебную квартиру от нашего предприятия, потом нас оттуда попросили. Сейчас мы находится в моей квартире в общежитии у аэропорта Нальчика».
«Мы все поддерживаем митинг, объявленный нашими коллегами из Ростова-на-Дону», — заявил «Газете.Ru» председатель профсоюза авиадиспетчеров Ставрополя Григорий Василенко. Массовая акция, говорит он, началась с ростовского отделения.
Протестующие требуют отставки гендиректора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» Валерия Горбенко и отмены навязанного им коллективного договора, который повлияет на уровень зарплаты.
«Старый договор действовал с 2007 года и предусматривал индексацию заработной платы два раза в год в зависимости от процента прибыли госкорпорации, — пояснил председатель профсоюза в Ростове-на-Дону Юрий Батагов. — Новый предусматривает только одну индексацию в год, и она не привязана к чему-либо. Теперь работодатель может сам выбирать, в зависимости от экономической ситуации, насколько индексировать заработную плату. Или не индексировать». Диспетчеры пытались бороться подписанию договора изо всех сил, однако 31 марта он все же был заключен. «Представители Госкорпорации просто выдернули каких-то людей из профсоюза, которые не в силах сопротивляться их давлению, и которые не имеют полномочий подписывать такие документы, — пояснил Батагов. — В связи с этим мы намерены подать иск в суд Ростова-на-Дону с требованием признать незаконным подписание этого документа».
В остальных городах добавляют, что их интересуют не деньги, а отношение начальства.
«У нас нет требований по заработной плате, мы против диктаторства и тоталитаризма со стороны руководителей госкорпорации», — сообщил «Газете.Ru» председатель профсоюза авиадиспетчеров Сургута Павел Бубнов. «Нас за людей не держат, — вторит ему его коллега из Нижневартовска Александр Костенко. — В нас не видят социальных партнеров, не ведут переговоры, преследуют работников за то, что они состоят в профсоюзе». Впрочем, митингующие в Екатеринбурге смогли параллельно решить две свои локальные проблемы — с доставкой людей к месту работы и столовой, которая недавно была закрыта. «К диспетчерам выезжала уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, она добилась решения местных проблем на уровне города — в частности, теперь диспетчерам будут доставляться горячие обеды, — и направила обращение в Москву по поводу претензий диспетчеров, касающихся федерального уровня», - сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь уполномоченного Виктор Вахрушев.
Пока что к проблемам авиадиспетчеров никто из вышестоящих не прислушался. «Никаких реакций нет, — сообщил глава Федерального профсоюза Ковалев. — Мы будем голодать до тех пор, пока не будет снят Горбенко».
В свою очередь, в Госкорпорации по организации воздушного движения заявляют, что не намерены вести переговоры с представителями профсоюза.
«То, что происходит сейчас, это шантаж государства», - сказал пресс-секретарь главы Госкорпорации по организации воздушного движения Прянишников, пояснив, что о пересмотре договора речи не идет.
«Старый договор не отражал рыночных реалий, — сообщил Прянишников. — Если бы в апреле как положено была индексация, то пришлось бы увольнять часть диспетчеров». Он добавил, что сейчас госкорпорации приходится тратить на социальный пакет и заработную плату 60% от прибыли. «Любой экономист вам скажет, что если предприятие тратит на это более 50 % от выручки, то оно идет к банкротству», — сказал пресс-секретарь.
Что касается заработной платы, то по словам Прянишникова, средняя заработная плата диспетчеров по России составляет 71,5 тыс. рублей, в то время как в 2007 году она была 43,4 тыс. рублей. «Кроме того, диспетчеры имеют хороший социальный пакет, например, раз в год им предоставляется полет на самолете в любую точку мира и скидка в 50 % для второго члена семьи», — добавил представитель госкорпорации.
В профсоюзах говорят, что названные главой пресс-службы цифры действительно можно встретить — на северных территориях.
«Когда эту сумму озвучили по телевизору, мне моя жена дома скандал закатила — где зарплата! — смеется диспетчер из Екатеринбурга. — А мне платят в разы меньше». «Что касается билета по миру, то эта привилегия была выдана диспетчерам два десятилетия назад, потом новое руководство госкорпорации решило ограничить нас полетами по России, но в 2007 году мы отсудили у Горбенко наше право обратно. И сейчас отсудим», — добавляет Батагов.