В среду депутаты Мосгордумы вновь обсуждали тему столичного такси. Поводом стало требование городской прокуратуры внести изменения в закон от 11 июня 2008 года № 22 «О такси в городе Москве». По мнению прокуратуры, городской закон содержит положения, которые можно считать «коррупциогенными факторами». В частности, статьей 5 закона предусмотрено оказание государственной поддержки организациям, включенным в реестр перевозчиков и служб заказа такси «Московское городское такси». А, как отметила старший помощник столичного прокурора Вероника Кропивенко, федеральное законодательство не допускает предоставление поддержки отдельным участникам рынка в ущерб другим.
Напомним, два года назад столичные власти заявили о намерении бороться с частным извозом не административными, а экономическими методами.
Новым законом службам такси были обещаны сразу несколько льгот: снижение налогов, арендной платы на землю, оказание «информационной поддержки», а главное, предоставление права бесплатного пользования городскими стоянками. Но относилось это не ко всем, а только к тем, кто войдет в добровольный реестр перевозчиков и служб заказа такси «Московское городское такси». Для желающих вступить в реестр устанавливались жесткие условия, по которым машины, их водители и операторы такси должны будут соответствовать целому списку из 11 требований.
В частности, водители должны иметь стаж не менее трех лет, знать русский язык и уметь ориентироваться в городе. Добавили в городской закон и то, что раньше было прописано в общероссийских правилах лицензирования таксопарка, — квалификация водителей, исправность автомобилей, а также обязанность медицинского обследования каждого водителя перед сменой. Кроме этого, в салоне у водителя должен быть полный пакет документов, подтверждающих, что он – не с улицы, а работает в такой-то фирме, все реквизиты которой выдаются, как и жалобная книга, по первому требованию. На такси должны быть отличительные признаки: «шашечный пояс», надписи «такси» на русском языке, световой прибор, расположенный на крыше, специальный знак «Московское городское такси».
Самое же главное требование для законопослушного таксиста — это электронный таксометр и исправный кассовый аппарат.
Однако сейчас, исследовав закон в соответствии с федеральной методикой проведения антикоррупционной экспертизы, прокуратура пришла к выводу, что закон «создает ситуацию, при которой включение в реестр является обязательным условием возможного получения государственной поддержки, и способствует необоснованному установлению исключения из общего порядка для организаций по усмотрению государственных органов». В связи с чем столичному парламенту было предложено исключить из закона 5-ю статью.
Депутаты с этим не согласились и приняли решение требование прокуратуры отклонить. Как объяснил председатель комиссии по законодательству Александр Семенников, действующее законодательство не исключает возможности государственной поддержки. Главное, чтобы она не носила индивидуальный характер (в городском законе речь не идет о конкретных предприятиях), а реестр был открыт для всех участников рынка.
Между тем, как выяснилось в ходе обсуждения, на сегодняшний день в реестр не включена ни одна транспортная компания, а самого реестра просто не существует.
Дело в том, что к действующему уже два года закону в мэрии до сих пор не приняты подзаконные акты – документы, регламентирующие создание и ведение реестра, а также процедуру вступления в него. Хотя сами депутаты даже успели уже внести изменения в городской Кодекс об административных нарушениях, устанавливающие штрафы за незаконное использование несуществующего символа для включенных в несуществующий реестр фирм — знака «Московское городское такси».
Впрочем, для депутатов все это не стало неожиданностью. Еще в декабре прошлого года комиссией по законодательству в адрес представителя мэра в Мосгордуме Валерия Виноградова было направлено обращение по поводу волокиты с принятием подзаконных актов.
«Когда мы принимали этот закон, его инициаторы нам объясняли, что работать тяжело, город заполонили «бомбилы», а оборот нелегального рынка составляет миллиарды рублей. И надо срочно наводить порядок, формировать рынок добросовестных перевозчиков, давая экономические стимулы тем, кто хочет работать честно, — рассказал Семенников. — Руководство департамента транспорта и связи убеждало, что все подзаконные акты, в том числе специальное постановление правительства Москвы, будут приняты незамедлительно. Но мы все же отвели на это 6 месяцев.
В итоге спустя два года реестр не создан, льготы не установлены, и ни одно предприятие их не получает. А мы спорим о норме, существующей только на бумаге».
По словам Семенникова, за то, что формально вступивший в силу закон не работает, не несет ответственности ни одно официальное лицо. «Конечно, мэр вполне может наказать тех, кто не выполнил свою работу, но публичной ответственности никто не несет. За это не предусмотрены ни штрафы, ни уголовная ответственность», — отметил он.
«Нам не нужны наказанные чиновники, — остудил коллегу спикер Мосгордумы Владимир Платонов. — Надо четко корректировать вступление в силу закона в зависимости от времени выпуска подзаконных актов. Не надо работать на прокуратуру». Хотя, признался спикер, по его мнению, и шести месяцев для подобной работы много.
«А я считаю, что нельзя подстраиваться под чиновников и писать в законе «до выпуска подзаконных актов», — упорствовал Семенников. — Иначе мы будем зависеть от работы конкретного должностного лица исполнительной власти. Более того, давайте в дальнейшем возвращать законопроекты авторам инициатив, не подкрепленных проектами подзаконных актов к ним».
В самом департаменте транспорта и связи, в котором с момента принятия закона успело смениться руководство, заявляют, что ведомством «активизирована работа по созданию в Москве цивилизованного рынка такси».
В частности, сформирована рабочая группа, в состав которой вошли руководители московских таксомоторных предприятий, «работающих по различным принципам получения заказов в различных ценовых сегментах». По словам заместителя начальника управления развития городских видов пассажирского транспорта Николая Некрылова, подзаконные нормативные акты к проекту постановления правительства Москвы о мерах реализации закона «О такси» подготовлены. Разработано также положение о реестре «Московское городское такси», которое определяет порядок включения в него таксомоторных предприятий и диспетчерских служб, положение о стоянках «Московское городское такси» и положение о знаке «Московское городское такси». И в ближайшее время эти документы будут представлены в правительство Москвы для согласования. Правда, уточняет Некрылов, в случае исключения статьи 5 из закона «О такси» заложенный в документе механизм будет утрачен.
Впрочем, невыполнение собственных решений в сфере таксомоторных перевозок стало для мэрии уже традицией. Например, согласно постановлению «О регулировании рынка услуг такси», еще в 2004 году в столице должно было появиться 1,5 тыс. стоянок вместимостью 15–20 машин каждая вблизи наиболее перспективных пассажирских точек. Предусматривалось два вида таких стоянок: притротуарные и регулируемые, оборудованные диспетчерскими пунктами, средствами связи, ограждениями и специальными средствами контроля въезда. Здесь бы и ждали клиента «официальные» таксисты. Но это постановление так и не было исполнено. Отсутствие стоянок, которыми могли бы пользоваться компании, вошедшие в реестр, — основная проблема и самого закона «О такси», считают в Мосгордуме.
По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, кардинально решить вопрос с «бомбилами» власти не в состоянии, но предпринимать усилия по пути к цивилизованному рынку должны. «Дело не в том, что у департамента сменилось руководство или чиновники так перегружены, что ничего не успевают, а в том, что не видят в этом для себя прямого интереса, — считает Митрохин. – Здесь очень мелкие доходы, частники распылены, и взять их под контроль невозможно. А заниматься интересами города при отсутствии собственной выгоды у нас не приучены».