Девять фигурантов уголовного дела о контрабанде мебели в особо крупном размере в четверг в последний раз прибыли в Наро-Фоминский городской суд в качестве подсудимых. Приговор начали оглашать ровно две недели назад, а в общей сложности расследование тянется уже два года. Главный обвиняемый Сергей Зуев — владелец мебельных торговых центров «Три кита» и «Гранд» — и еще трое его подельников все это время провели в СИЗО, их задержали на раннем этапе расследования. Остальные пять фигурантов находились на свободе под подпиской о невыезде.
Наручники на них не надели и в четверг. Сотрудник банка Центрокредит Анатолий Мельничук, глава московского представительства латвийской компании ООО «ФМ Группа» Павел Поляков, главный бухгалтер и менеджер в этом представительстве Ирина Подсотская, ее супруг Павел Подсотский и менеджер ООО «Электра-М» Андрей Беляков приговорены к условным срокам.
Зуеву, как владельцу торговых центров и организатору группы, суд дал восемь лет колонии строгого режима.
Правда, сидеть ему осталось половину срока — его арестовали в 2006 году. Так что скоро Зуев, который в изоляторе поседел и отрастил огромную лохматую бороду, сможет подать прошение об условно-досрочном освобождении (УДО) и выйти на волю. Кроме него к реальным срокам заключения приговорены еще три фигуранта уголовного дела о контрабанде. Гендиректор ООО «Альянс-95» Андрей Латушкин проведет в колонии строгого режима семь лет. Руководитель ООО «СЭФТранс» Андрей Саенко, который, согласно тексту обвинения, придумал схему вывоза европейской мебели через итальянский порт и ввоза через порт Санкт-Петербурга, получил семь с половиной лет лишения свободы, тоже в колонии строгого режима. А Екатерина Леладзе, начальник отдела логистики торгового центра «Гранд», приговорена к четырем годам колонии общего режима.
Суд признал всех осужденных виновными в контрабанде, но снял с четверых основных фигурантов обвинения по ст. 174 УК (легализация денежных средств, добытых преступным путем). Несмотря на это, прокуратура кассационную жалобу на приговор подавать не собирается: по мнению представителя гособвинения Натальи Трошкиной, решения суда «справедливо». Адвокаты не согласны. «Мы будем, безусловно, обжаловать данное решение», — заявил журналистам Кирилл Полищук, адвокат подсудимого Зуева. Ранее он называл доказательства по этому делу «противоречивыми и туманными», а само дело — сфабрикованным. По мнению самого Зуева, его уголовное преследование начали за то, что он не дал взятку прокуратуре (на момент начала расследования в 2006 году Следственного комитета еще не существовало и расследованием громкого дела о контрабанде занималось ведомство Юрия Чайки).
Чтобы избежать заключения, ему предлагали заплатить $1,2 млн, утверждает Зуев. Суд в ходе процесса не поверил этим доводам.
Скандальные утверждения подсудимого — капля в море взаимных обвинений участников расследования и фигурантов в коррупции, превышении полномочий и нечистоплотности. Дело о контрабанде через петербургскую таможню мебели из Италии, Германии, Франции, Испании через подставную фирму «Лига-Марс» по заниженным ценам возбудили в 2000 году. Согласно фабуле обвинения, незаконные поставки велись с января по август 2000 года, общая стоимость товаров — более 60 млн рублей. Обстоятельства ввоза расследовал Государственный таможенный комитет (ГТК), позже ставший Федеральной таможенной службой (ФТС). В 2001 году Генпрокуратура закрыла дело из-за отсутствия состава преступления, а позже уголовному преследованию подверглись сами участники расследования, в частности, следователь МВД Павел Зайцев и сотрудники ГТК.
Именно с делом Зайцева было связано скандальное увольнение из Мосгорсуда и лишение полномочий судьи Ольги Кудешкиной.
«В 2003 году я получила дело следователя Зайцева, которому Генпрокуратура предъявила обвинение в превышении полномочий, — рассказывала Кудешкина. — Мосгорсуд по нему уже вынес оправдательный приговор, но Верховный суд указал на якобы допущенные при этом нарушения и просил рассмотреть дело, устранив нарушения. Затем дело внезапно было передано другому судье, очевидно, более управляемому со стороны обвинения». «Генпрокуратура загубила дело о «Трех китах» и необоснованно привлекла к ответственности следователя Зайцева», — говорила Кудешкина, которая отказалась сотрудничать в этом деле с гособвинением. В феврале 2008 года она выиграла иск против России в Страсбургском суде, но Верховный суд отказался восстановить ее на работе.
Что до Зайцева, то его 3 ноября 2003 года приговорили к двум годам лишения свободы условно. Сотрудников ГТК Марата Файзуллина и Александра Волкова 4 июня 2003 года оправдал Дорогомиловский суд Москвы.
Новые задержания по уголовному делу «Трех китов», которое сейчас рассматривается в Наро-Фоминском горсуде, начались в 2006 году. Только тогда в материалах следствия появились Зуев, Саенко и другие — все те, кого в четверг приговорили к реальному и условному лишению свободы. Им вменили 50 эпизодов преступных действий — именно столько партий мебели по одной и той же схеме ввозились через таможню Петербурга. Адвокат Полищук подчеркивает, что среди осужденных только предприниматели. Никого из сотрудников Балтийской таможни, через которую везли контрабандой товары для «Гранда» и «Трех китов», к ответственности не привлекали.