Утром в четверг капитана третьего ранга Николая Захаркина, обвиняемого в том, что он выбросил из окна двух восьмилетних дочерей своей сожительницы, под конвоем привезли из СИЗО «Матросская Тишина» в Московский окружной военный суд (МОВС). Пообщаться с прессой Захаркину не дали даже из-за решетки — предварительное заседание прошло, согласно закону, в закрытом режиме. 31-летний научный сотрудник 18-го НИИ Минобороны выглядел как и четыре с половиной месяца назад: был одет в черное, лыс и угрюм. К началу процесса в МОВС подъехала и его гражданская жена Ирина Лапузина. Крашеная блондинка в малиновом пальто тоже отказалась беседовать с журналистами: и Захаркин, и написавшая на него заявление сожительница устали от повышенного внимания прессы к семейному скандалу, который вылился в уголовное дело по особо тяжкой статье.
Суд в четверг принял два важных решения: продлил содержание Захаркина в изоляторе до 12 июня и постановил рассмотреть дело с участием присяжных заседателей.
Согласно версии обвинения (подробно заключение военных следователей будет оглашено на первом заседании по существу), Захаркин в ночь на 13 июня 2009 года выбросил из окна своей квартиры в доме № 5 на Саянской улице двух дочерей своей гражданской жены — восьмилетних сестер-близнецов Дарью и Екатерину Лапузиных. Около 1.20 Захаркин послал жене, которой еще не было дома, два СМС-сообщения: «Можешь попрощаться с Катей» и «С Дашей тоже». Когда Лапузина пришла домой, окно было открыто, а девочки лежали на земле. Они выжили, но получили серьезные травмы. Их выбросил из окна капитан Захаркин, уверены следователи. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК (покушение на убийство лиц, находящихся в беспомощном состоянии).
У самого офицера другая версия событий, он изложил ее на допросе сразу после задержания. По словам Захаркина, вечером 12 июня дочери ждали мать с работы, но не выдержали и уснули. Лапузина постоянно поздно возвращалась с работы, подчеркивает обвиняемый. Сам он подождал подольше, но тоже заснул. Захаркин рассказывает, что проснулся от какого-то шума и узнал, что с детьми случилось несчастье.
Дарью Лапузину сразу отвезли в реанимацию Морозовской детской больницы, где подключили к аппарату искусственного дыхания. Врачи диагностировали у восьмилетней пациентки сотрясение мозга, переломы пяти ребер, разрыв печени и серьезные гематомы. Во время операции нейрохирург обнаружил у нее переломы нескольких позвонков. Екатерина Лапузина, к удивлению врачей детской городской клинической больницы святого Владимира, куда ее привезли в ночь на 13 ноября, избежала тяжелых травм. Падение с восьмого этажа обернулось для нее небольшим разрывом селезенки, и уже через несколько дней ее перевели к сестре в Морозовскую больницу, а потом выписали. К Новому году обе девочки были дома.
По версии следствия, капитан третьего ранга выбросил детей на почве ревности — он подозревал, что супруга ему изменяет.
Официально о мотивах покушения на жизнь сестер Лапузиных военное следственное управление СКП, расследующее это дело, пока не сообщало. Но источники, близкие к следствию, говорят, что сам Захаркин назвал ревность причиной многих семейных ссор. При этом он не отрицает, что отправлял СМС, которые стали главной уликой против него, но говорит, что речь шла не о выброшенных из окна детях. По словам капитана, они с женой ругались из-за ее невнимательного отношения к дочкам.
Лапузина и Захаркин познакомились несколько лет назад во Владивостоке, где офицер был в служебной командировке. Он стал ездить к ней из Москвы, а потом предложил переехать. Лапузина с дочками (их отец живет во Владивостоке, родители сестер давно в разводе) перебралась в столицу, устроилась на работу в Мытищи. По информации источников, гражданская жена Захаркина объясняет, что постоянно задерживалась, так как боялась потерять работу и добивалась карьерного роста. «Все воспитание было на мне», — заочно упрекал сожительницу на допросах офицер. По его словам, сестры Лапузины относились к нему как к родному и даже начали называть папой.
Дети не помнят точно, что с ними случилось. Они считают, что упали с лестницы.
Об этом «Газете.Ru» в четверг рассказал адвокат Захаркина Анатолий Вербицкий. Впрочем, следователи говорят, что это не противоречит сути обвинений: дети, по их версии, во время падения спали и проснулись уже на земле. «Кроме умозаключений госпожи Лапузиной, ничто не указывает, что сам факт падения с восьмого этажа имел место», — считает защитник морского офицера. Адвокат Вербицкий говорит, что уверен в невиновности подзащитного, и обещает представить суду материалы, которые убедят в этом и присяжных. Рассмотрение дела с участием коллегии непрофессиональных судей — это их общее с Захаркиным решение, говорит Вербицкий. «Дело расследовалось из рук вон плохо. Приведу пример. Следствие заявляет, что дети, падая, цеплялись за ветки дерева под окном. Но при этом образцы эпидермиса, крови с этих веток изъяты не были. Осмотр места происшествия вообще толком не проводился», — рассказал защитник. Он напомнил, что обвиняемый настаивал на допросе на детекторе лжи, но следователи отказали, заявив, что результаты этого допроса будут «малозначительным» доказательством.
Захаркин предстанет перед присяжными 5 мая, постановил МОВС в четверг.
К этому моменту будет отобрана коллегия заседателей — двенадцать основных членов жюри и восемь запасных. Процесс, как ожидается, пройдет в открытом режиме.