В четверг в Верховном суде Карелии было оглашено решение по делу о массовой драке в Кондопоге. На скамье подсудимых шесть человек, из-за действий которых, по мнению обвинения, в 2006 году в городе прошли погромы и поджоги торговых точек уроженцев Северного Кавказа. Помощник председателя Верховного суда Карелии Андрей Воробьев зачитал «Газете.Ru» приговор.
Основному фигуранту по делу Исламу Магомадову придется провести за решеткой 22 года — первые пять лет в тюрьме, остальное время в колонии-поселении.
Он обвинялся в убийстве двух человек и покушении на убийство.
Еще пять подсудимых получили различные сроки начиная с 3 лет и 10 месяцев колонии. Они обвинялись в хулиганстве, причинении вреда здоровью различной степени тяжести. В частности, Асланбек Баканаев приговорен к 10 годам, Саид-Магомед Эдильсултанов — к 6 годам, Магомед Камилов — к 6 годам и 2 месяцам, Магомед Ахмадов и Герихан Магомадов получили по три года и 10 месяцев колонии. «Последние два фигуранта практически весь срок осуждения уже отбыли, в июле они будут освобождены, но с них возьмут подписку о невыезде до окончания рассмотрения всех обжалований», — пояснил Воробьев.
Также суд удовлетворил гражданские иски к подсудимым о возмещении материального и морального вреда на суммы от 200 тысяч до 1 млн рублей.
Осужденные уже заявили, что они будут обжаловать приговор. Их мнение журналистам передали родственники, сообщает «Интерфакс». По их словам, приговор суда слишком суров. Скорее всего, такая строгость связана с национальностью, уверены родные осужденных. Адвокаты до получения мотивировочной части решения от комментариев отказались, покинув здание суда сразу после оглашения приговора.
Прокурора приговор устроил, но частично. Сроки наказания для четырех фигурантов дела совпали с тем, что просило обвинение. «О полном согласии пока говорить рано, так как двое подсудимых получили сроки меньшие, чем мы просили. После того как будет изучен приговор, мы примем решение, будем ли мы его обжаловать или нет», — сказал представитель прокуратуры.
В ночь на 30 августа 2006 года в Кондопоге в ресторане «Чайка» были избиты работники заведения, принадлежащего предпринимателю Иманову. У посетителей ресторана Сергея Мозгалева и Юрия Плиева возник конфликт с официантом Мамедовым, нелегальным иммигрантом из Азербайджана. Его избили. Официант бежал от преследовавших его посетителей и сообщил об этом знакомым чеченцам. Через некоторое время те приехали на помощь, вооружённые ножами, битами и металлическими прутьями.
Так произошла массовая драка горожан с уроженцами Кавказа, в которой погибли два местных жителя — Сергей Усин и Григорий Слезов, еще 9 получили ранения. После стихийного митинга 2 сентября по городу прокатилась волна беспорядков, сопровождавшихся мародерством. По подозрению в причастности к погромам и поджогам зданий в Кондопоге были задержаны 109 человек, 25 участников массовых беспорядков были арестованы. После окончания беспорядков шести выходцам с Северного Кавказа были предъявлены обвинения в убийстве и причинении вреда здоровью. Также 12 местных жителей были обвинены в участии в массовых беспорядках и осуждены каждый на 3 года условно.
Кроме того, на скамье подсудимых оказались милиционеры, которые не смогли предотвратить погромы. Присяжные оправдали заместителя начальника милиции общественной безопасности МВД Карелии полковника милиции Виктора Высоких и бывшего начальника ГОВД Кондопоги Александра Чечельницкого, которые обвинялись в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Единственным представителем правоохранительных органов, признанным виновным, оказался бывший оперативный дежурный отдела внутренних дел Кондопоги Алексей Костин. Дело Костина присяжные не рассматривали: процесс проходил в районном суде. Костин получил за халатность три с половиной года лишения свободы условно.
Рассмотрение дела зачинщиков драки сопровождалось скандалами. Один раз судья вернул дело на доработку в прокуратуру из-за плохого перевода на чеченский язык. В сентябре 2008 года адвокаты подсудимых указали судье на фальсификацию материалов дела, обнаружив в них поддельные подписи переводчиков. Однако тогда суд решил, что подобные мелочи не нарушают права подсудимых.
Защитники подсудимых не раз заявляли, что в Карелии ощущается сильное давление на уроженцев Кавказа. Ранее адвокат обвиняемых Мурад Мусаев сообщил, что будет добиваться рассмотрения дела в другом городе. «В Москве, Петербурге, хоть на кудыкиной горе, но только не в Карелии», — сказал адвокат и пояснил, что «вся Карелия намерена наказать басурман». «После провала этнической чистки власть предпринимает позорные попытки посадить ребят», — продолжил горячиться Мусаев. Он отметил, что обвинению не хватает «интеллектуальной честности», а судейский состав — «заложник прокуратуры». Весь процесс юрист назвал позором судебной системы и сообщил о намерении обращаться в Европейский суд по правам человека.
После 2008 года у подсудимых поменялись несколько адвокатов. В 2009 году очередные юристы слишком долго не являлись на процесс. Тогда судья объявил, что таким образом процесс затягивается, и в июле им были назначены новые защитники.