Слушание иска Генеральной прокуратуры России к Национал-социалистическому обществу (НСО (организация запрещена в России)) в понедельник проходило в закрытом режиме. Как пояснили «Газете.Ru» в канцелярии Верховного суда, «свое представление Генпрокуратура подала еще 7 декабря 2009 года, а его рассмотрение было назначено на 1 февраля этого года». Журналистам, пытавшимся узнать подробности иска у представителей правоохранительных органов, стоявших рядом с дверьми в зал заседаний, было напрямую сказано, что дело «чрезвычайно секретное». Вскоре суд удовлетворил требование Генпрокуратуры.
В резолютивной части решения суда указано: «Запрещена деятельность на территории России международной организации «Национал-социалистическое общество» за осуществление экстремистской деятельности».
НСО было создано в 2004 году, организация объявила своей целью «построение русского национального государства на основе национал-социалистической идеологии», сообщает РИА «Новости». У «международной» организации якобы были свои отделения за рубежом, в частности, в Европе, в том числе Белоруссии, и Америке, передает агентство. Силовики официально не рассказывали, в чем конкретно они подозревают членов организации. В прессе же активистов НСО то и дело называли «представителями организованных группировок из Сергиева Посада и Пушкина». В СМИ со ссылкой на анонимные источники в правоохранительных органах упоминалось, что члены НСО не только совершают нападения на мигрантов, записывая свои действия на видео, но занимаются и банальными грабежами, нападая на торговые палатки. Говорилось также, что представители общества умели обращаться со взрывчаткой, в частности, сообщалось, что члены НСО якобы намеревались взорвать гидроэлектростанцию в Сергиево-Посадском районе Подмосковья.
В 2008 году в Москве и Подмосковье начались аресты молодых людей от 17 до 28 лет.
В частности, как сообщали «Известия», в мае 2008 года были задержаны шесть человек, которых подозревали в совершении 20 убийств, в основном – граждан Узбекистана, а также в серии поджогов торговых палаток в Мытищинском, Пушкинском и Сергиево-Посадском районах. Тогда же был задержан предполагаемый лидер Национал-социалистического общества — 28-летний житель Сергиева Посада Лев Молотков. В марте 2009 год был задержан 28-летний москвич Максим Базылев, который считался еще одним лидером группировки НСО в Подмосковье. Однако спустя несколько дней его нашли в камере с перерезанными горлом и венами на руках. Представители правоохранительных органов заявили, что это было самоубийство. Но через 40 дней после его смерти в ряде городов России произошли ЧП, ответственность за часть из которых взяли на себя соратники Базылева, причислявшие себя к националистским организациям. 5 мая 2009 года студенты Алексей Масленников и Михаил Орешников попытались поджечь участковый пункт милиции ОВД по Калининскому району города Чебоксары. В тот же день в Нижнем Новгороде трое предполагаемых преступников швырнули в здание Ленинского РУВД бутылки с зажигательной смесью. В Москве пять злоумышленников попытались поджечь Перовский военный комиссариат, передавал «Интерфакс». Кроме того, как сообщалось, в столице по подозрению в подготовке крупного теракта был задержан 16-летний подросток: по данным правоохранительных органов, он призывал отметить «день мести» взрывом 8-килограммовой бомбы.
К настоящему моменту в Москве завершено и передано в суд дело о совершении предполагаемыми членами НСО трех десятков убийств и нападений.
На скамье подсудимых должны оказаться более десятка человек. «В деле 13 подсудимых, им вменяется несколько десятков убийств, покушение на терроризм, создание и участие в экстремистском сообществе, разжигание межнациональной розни», — сказал «Интерфаксу» адвокат одного из обвиняемых Дмитрий Бахарев. И добавил, что, по его данным, «часть из подсудимых не принадлежала ни к каким организациям», но признал, что в материалах дела следствие называет подозреваемых именно представителями НСО.
Предварительные слушания по этому делу проходили в Мосгорсуде, однако сторона обвинения потребовала переноса дела в Московский окружной военный суд: в рядах предполагаемых экстремистов нашелся военнослужащий, который сбежал из воинской части и числился дезертиром. Подсудимым в случае признания их вины грозят значительные сроки, вплоть до пожизненного заключения. Как ожидается, суд приступит к рассмотрению дела по существу в марте 2010 года. Признание НСО экстремистской организацией, судя по всему, скажется на ходе этого процесса.