В пятницу стало известно, что Национальная судебная палата Испании приняла решение отпустить под залог трех фигурантов так называемого «дела русской мафии». Как пишет газета El Mundo, двое обвиняемых в отмывании денег, хищении имущества и подделке документов, Александр Малышев и Леонид Христофоров, могут выйти на свободу под залог в размере 500 тыс. и 300 тыс. евро соответственно. Такое решение суд принял в четверг.
Днем ранее под залог 600 тысяч евро был отпущен Геннадий Петров, которого испанские следователи считают главарем тамбовской преступной группировки.
Издание напоминает, что Петров, Малышев, Христофоров и еще около 20 человек из их окружения были задержаны в Пальма-де-Майорка, Малаге, Аликанте и Мадриде в июне 2008 года в ходе операции с кодовым названием «Тройка». Им предъявили обвинения, несколько человек отпустили под залог, но большая часть задержанных, в том числе предполагаемые главари Малышев и Петров (группировку еще называют тамбовско-малышевской), оказались под арестом. Такая мера пресечения была избрана по решению следователя-судьи Бальтасара Гарсона, который лично расследует «дело русской мафии». Почему сейчас мнение Национальной судебной палаты изменилось и обвиняемых решили выпустить, неизвестно.
Ни Малышев, ни Петров, ни Христофоров еще не внесли залог на счет суда, и соответственно, ни один из них на свободу пока не вышел. После того как процедура завершится и деньги поступят, обвиняемые смогут жить по тому адресу, который определен судом.
При этом они должны будут каждый день, утром и вечером, отмечаться в ближайшем полицейском участке и не смогут покидать пределов Испании. В случае нарушения условий их снова арестуют.
Малышев и Петров живут в Испании с середины 1990-х годов. По данным газеты El Pais, первые финансовые вложения в этой стране Петров сделал из денег, полученных от КГБ и КПСС. Как пишет издание, различные источники следствия подтверждают, что главари преступных группировок и коррумпированные сотрудники спецслужб занимались бизнесом под прикрытием нефтяной компании ПТК. Вступив в сговор с российскими чиновниками, предполагаемые главари группировки были уверены, что в России им не грозит преследование — ни политическое, ни уголовное, утверждает El Pais, и из-за этого испанские власти испытывали значительные трудности в борьбе с «русской мафией».
К тому моменту как Петровым заинтересовались полиция и лично судья Гарсон, он уже был довольно респектабельным бизнесменом, известным в Испании, и якобы с преступной деятельностью завязал. Однако за два года, что длилось расследование, полиции удалось выявить более 500 банковских счетов, использовавшихся для отмывания денег, заработанных преступным путем. В общей сложности было арестовано 15 млн евро. Кроме того, после задержания из гаражей Петрова забрали 23 роскошных автомобиля, включая редкие модели «Бентли» и «Феррари», из дома — около $400 тысяч наличными и полотно Сальвадора Дали, датированное 1949 годом, писали испанские СМИ.
Петров, которого испанские власти считают самым влиятельным членом тамбовской ОПГ, на родине известен меньше, чем его подельник Малышев. Первые судимости и прозвище Малыш он получил еще в советское время. Отсидев, Малышев вернулся в родной Ленинград, где, по данным правоохранительных органов, вместе с Петровым вошел в группировку Владимира Барсукова (Кумарина), который сейчас осужден на 14 лет за рейдерские захваты, а также находится под следствием за махинации и серию убийств в России.
В конце 1987 года между тамбовской (группировкой Барсукова) и малышевской ОПГ возник конфликт на почве дележа вещевого рынка возле железнодорожной станции Девяткино. Тогда соратник Малышева, по прозвищу Бройлер, убил одного из руководящих участников тамбовского сообщества. Начиная с этого инцидента две крупнейшие группировки Санкт-Петербурга постоянно находились в состоянии войны. В лидеры выбились тамбовские, которым удалось преобразовать криминальную группировку в деловую и занять видные позиции в региональном топливно-энергетическом бизнесе, мясоперерабатывающей промышленности и на рынке недвижимости.
Малышев же в конце 1990-х годов вместе с Петровым перебрался в Испанию и обосновался в Малаге, куда позднее перебрались и остальные.
Не исключено, что именно с делом тамбовско-малышевской ОПГ связан предстоящий визит в Россию испанского судьи Гарсона.
Об этом в декабре минувшего года сообщил источник «Газеты.Ru». В Генпрокуратуре РФ подтвердили, что в марте 2010 года судебный следователь Гарсон намерен посетить Россию, но с какой целью, не уточнили. Возможно, испанский судья намерен побеседовать с арестованным Барсуковым, рассчитывая, что он, помня о застарелом конфликте, даст показания против Малышева. Тем более что ранее российским и испанским следователям уже приходилось сотрудничать: Малышева и Петрова допрашивали по одному из уголовных дел в отношении Барсукова. Для этого следователи СКП в прошлом году ездили в Испанию.