Первомайский районный суд Бишкека в понедельник признал командира экипажа Boeing 737 Юрия Гончарова и второго пилота Тимофея Водолагина виновными по ч. 3 ст. 208 УК КР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
58-летнего Гончарова судья Азиз Турдалиев приговорил к пяти годам и двум месяцем лишения свободы, а Водолагина – к пяти в колонии-поселении.
Командир судна находился под стражей с сентября прошлого года, второго пилота арестовали в зале суда, сообщает ИТАР-ТАСС. Процесс против пилотов в Первомайском районном суде Бишкека начался в сентябре – спустя год после катастрофы. Самолет Boeing 737-200 вылетел из аэропорта Бишкека Манас в Тегеран 24 августа 2008 года. Перелет выполняла авиакомпания Iran Aseman Airlines, рейс обслуживал экипаж киргизских авиалиний Itek Air – компании, подконтрольной иранскому перевозчику. На борту находились 85 пассажиров (в креслах сидели инженер технического состава экипажа и сотрудник авиакомпании Iran Aseman Airlines) и трое членов экипажа. Как сказано в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), перед полетом экипаж прошел медицинский контроль в стартовом медпункте аэропорта Манас. «Жалоб на состояние здоровья со стороны экипажа не было. Предполетная подготовка экипажем была проведена в полном объеме», — говорится в докладе.
По данным киргизских властей, завершившийся катастрофой полет развивался по следующей схеме. В 20.30 по местному времени (18.30 мск) самолет поднялся в воздух, но сразу после взлета на высоте около трех километров датчик предупредил пилотов о разгерметизации кабины. В 20.35 самолет запросил у диспетчера Манаса аварийную посадку. Однако при развороте лайнер потерял высоту и в 20.43 рухнул на землю в двух километрах от аэропорта. После падения машина выгорела дотла. По неподтвержденным данным, несколько аварийных выходов были заблокированы, поэтому большинство пассажиров не могли быстро покинуть горящий салон. В результате погибли 65 пассажиров. Экипаж оказался в числе выживших.
В отчете МАК говорится, что самолет разрушился в момент столкновения с землей. Разгерметизация кабины произошла, как выяснили специалисты, «из-за «закусывания» уплотнения левой передней двери».
На суде Гончарову вменялось в вину, что во время посадки он не смотрел на огни взлетно-посадочной полосы и потерял контроль над датчиками высоты.
Приборы измерения высоты, как считает обвинение, не контролировал и Водолагин. Также оба пилота необоснованно опустились ниже минимально положенного уровня в 300 метров. Выводы следствия совпадают с выводами экспертов МАКа. «Причиной катастрофы явилось допущенное экипажем снижение самолета ночью до высоты ниже минимальной высоты снижения при визуальном заходе на вынужденную посадку на аэродроме вылета из-за негерметизации кабины (вероятно, вследствие «закусывания» уплотнения левой передней двери), что привело к столкновению самолета с землей, разрушению конструкции самолета с последующим пожаром и гибелью людей», — говорится в заключении комитета. Экипаж не выполнил также инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа в полете и не следовал правилам «визуального захода на посадку» — ситуация, когда пилот должен ориентироваться не только по показаниям приборов, но и самостоятельно. В итоге командир неправильно рассчитал траекторию снижения по прямой.
Суду было также представлено заключение инициативной группы авиаспециалистов. В нем эксперты заявляют, что в большом количестве жертв виноваты также киргизский Минтранс и руководство Манаса.
Сотрудники аэропорта не смогли сразу определить координаты падения самолета, из-за чего пожар не был оперативно потушен. Кроме того, в аэропорту не было дежурных машин и вертолета. Сам же Boeing 737, по мнению экспертов, сертификации не подлежал, и допускать его к летной эксплуатации было нельзя, потому что у машины не было метрических высотомеров. Заключение суд приобщил к уголовному делу.
Гончаров и Водолагин на процессе частично признали свою вину. Командиру экипажа, передает информационное агентство АКИPress, из-за возраста суд назначил три четверти от максимального наказания: инкриминируемая Гончарову статья предусматривает от 7 до 15 лет лишения свободы. Иски потерпевших о компенсациях морального и материального вреда к авиакомпаниям суд в рамках уголовного процесса рассматривать не стал. Пассажиры и их семьи могут обратиться с исками в гражданском порядке. Приговор вступает в силу в течение 10 рабочих дней, если ни одна из сторон не решит обжаловать его в Бишкекском городском суде. Пока неизвестно, будут ли поданы апелляции, но адвокат Гончарова Рябич уже заявил журналистам, что не считает приговор строгим.