Приговор бывшему бойцу батальона «Восток» Аслану Дилиеву в пятницу огласил судья Московского гарнизонного военного суда Олег Москвитин. Дилиев, уволенный из армии в звании сержанта, обвинялся по ч. 1 ст. 105 (убийство) и ч. 1 ст. 222 (незаконное хранение оружия) УК РФ. Гособвинение на протяжении семи месяцев доказывало, что бывший боец батальона Сулима Ямадаева в мае 2006 года застрелил в центре Москвы чеченского предпринимателя Мустафу Шедиева. Однако суд назвал выводы следствия «надуманными, неконкретными и не подтвержденными представленными доказательствами».
«Обвиняемый Дилиев подлежит оправданию», — начал судья Москвитин оглашение приговора и на протяжении двух часов объяснял, почему.
Убийство Шедиева произошло на Старом Арбате 13 мая 2006 года. Предприниматель (по некоторым данным, он также являлся активным членом лазанской преступной группировки) собирался везти сына и его приятелей в спортивный магазин. Когда Шедиев-старший вышел из квартиры и направился к машине, к нему подошел «высокий мужчина кавказской внешности в темном костюме и светлой рубашке». Из правого кармана пиджака мужчина вынул пистолет (точную модель использованного оружия следователи так и не установили — известно только, что он стрелял 9-миллиметровыми пулями). Одна из пуль попала Шедиеву в живот, другая — в бедро, еще одна — в кисть руки. Раненого предпринимателя увезли в больницу, где он умер в тот же день от потери крови. Стрелявший убежал в сторону Малого Афанасьевского переулка, задержать его на месте происшествия не удалось.
Дилиева арестовали чуть больше года назад, в декабре 2008 года. Показания против него давали родственники убитого (например, сын предпринимателя Мансур Шедиев опознал Дилиева по фотографии), бывшие сослуживцы по «Востоку» и брат командира батальона Сулима Ямадаева Иса.
Но в суде свидетели обвинения один за другим стали отказываться от данных на следствии показаний.
Так, топ-менеджер одной из столичных инженерных компаний Шахмар Дудаев рассказал на допросе во время расследования, что его с Дилиевым познакомил Сулим Ямадаев, который и сообщил Дудаеву, что экс-боец «Востока» убил Шедиева, но семья предпринимателя простила его «по личной просьбе Рамзана Кадырова». В суде Дудаев заявил, что не говорил ничего подобного, и объяснил, что был без очков, когда подписывал протокол, составленный следователем. Отказался опознавать Дилиева и несовершеннолетний сын убитого предпринимателя, его приятель Роман Ромаев, который в день убийства тоже был на Арбате, заявив, что высокий чеченец, выпустивший в Шедиева четыре пули, и подсудимый Дилиев — разные люди.
Главный свидетель обвинения (он проходил в материалах дела под псевдонимом Рыбаков), который еще в декабре 2008 года указал на Дилиева, в суде отказался играть роль «секретного свидетеля». Явившись на одно из заседаний, свидетель (его настоящая фамилия — Акопян) рассказал о своих сомнения: «Вроде бы на Арбате был не тот человек». Он также сообщил, что в ходе расследования ему угрожали: неизвестный звонил Акопяну по телефону и намекал, чтобы он дал «нужные» показания. В итоге суд решил вовсе не учитывать показания этого свидетеля.
Единственный, кто остался непреклонным, — Иса Ямадаев. И во время следствия, и в суде он настаивал, что Шедиева убил Дилиев, у которого в батальоне «Восток» был позывной Аслан-Гуно. О том, что его боец совершил убийство, ему якобы рассказывал командир батальона Сулим Ямадаев, который и уволил сержанта из подразделения. Иса Ямадаев также рассказал, что ему известно об обряде примирения между семьей Дилиева и убитого Шедиева.
Впрочем, другие свидетели сообщили суду, что обряд примирения весной 2007 года действительно был, но Шедиевы мирились не с Дилиевыми, а как раз с Ямадаевыми. Первоначально версия причастности этого чеченского клана к гибели предпринимателя широко обсуждалась (в качестве мотива назывался земельный спор), но затем, рассказывают родственники убитого, «братья Ямадаевы поклялись на Коране, что не убивали».
В конце судебного процесса выяснилось, что у Дилиева есть еще и алиби: в мае 2006 года он был в Гудермесе, а в Москву за год ездил всего один раз — зимой.
«Суд приговорил: оправдать Дилиева по ст. 105 и ст. 222 УК РФ в связи с его непричастностью к совершению этих преступлений», — подытожил судья Москвитин. Четырехлетнего сына подсудимого, который заснул, пока отцу оглашали приговор, вынесли из зала суда. Когда заскрипел несмазанный замок клетки для подсудимых, мать оправданного Дилиева опустилась на лавку и зарыдала, закрыв лицо платком. Мужчины-чеченцы обнимались и переговаривались на родном языке. Следователи, занимавшиеся расследованием убийства, покидали зал молча. Замыкал их шествие прокурор. «Безусловно, будем обжаловать приговор», — на ходу бросил журналистам представитель гособвинения. Адвокаты, не скрывавшие ликования, пока не определились, стоит ли добиваться реабилитации оправданного подзащитного.
Сам Дилиев горит желанием вернуться не только на свободу, но и на службу в Минобороны. «Меня уволили незаконно, я обязательно восстановлюсь, обязательно. Буду помогать нынешним властям Чеченской республики бороться с террористами», — заявил 32-летний сержант запаса и впервые за год и 15 дней уехал домой.