Задержание самолета Ил-76 в Бангкоке никак не связано с делом российского бизнесмена Виктора Бута. Об этом заявил начальник Управления по борьбе с преступностью Таиланда Суписан Пакдинаренат. Британская пресса писала, что самолет мог принадлежать непосредственно находящемуся в таиландской тюрьме бизнесмену: по неофициальным данным, самолетом какое-то время пользовались коммерческие структуры, связанные с Бутом.
Но, как передает The Bangkok Post, правоохранительным органам страны не удалось доказать связь предпринимателя с Ил-76, на борту которого обнаружили 35 тонн боеприпасов.
Бут был задержан в Таиланде по запросу США в марте 2008 года (в той же тюрьме сейчас находятся задержанные члены экипажа Ил-76). В США бизнесмену инкриминируется нарушение эмбарго ООН на поставку оружия в зоны региональных конфликтов в Африке, незаконные поставки оружия колумбийской террористической организации FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) и содействие терроризму. Решение об экстрадиции Бута в США пока не принято.
Задержанные члены экипажа Ил-76, четверо граждан Казахстана (Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков, Ильяс Исаков) и пилот самолета Михаил Петухов из Белоруссии обвиняются в незаконной перевозке оружия, фальсификации сопроводительных документов к грузу и незаконном хранении взрывчатых веществ.
Следователи выяснили, что члены экипажа знали друг друга давно. По словам Пакдинарената, в связи с этим правоохранительные органы предполагают, что они могли и ранее «проводить аналогичные миссии».
Ил-76 был задержан 11 декабря. Он совершал рейс с Украины в КНДР и обратно. Выяснилось, что сотрудники тайских спецслужб получили оперативную информацию от своих американских коллег, согласно которой на борту Ил-76 находятся 35 тонн оружия, в том числе гранатометы, ракеты системы «земля--воздух» и 12 контейнеров с боеприпасами. По данным издания Bangkok Post, ссылающегося на анонимные источники в полиции, часть груза планировалось доставить на Шри-Ланку и на Ближний Восток. Остальную партию северокорейского оружия планировалось выгрузить на Украине. Высокопоставленный источник в Минобороны Таиланда сказал Reuters, что оружие могло предназначаться для Ирана. Известно, что по пути в Пхеньян экипаж совершил три остановки для дозаправки — в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. The Wall Street Journal, ссылаясь на доклад независимых американских и бельгийский экспертов из организаций TransArms и Международная информационная служба мира (IPIS), писала, что Ил-76 после Бангкока должен был совершить еще три посадки для дозаправки — в Шри-Ланке, ОАЭ и на Украине.
Затем, уже 13 декабря, экипаж планировал приземлиться для разгрузки в Тегеране. При этом последним пунктом в маршрутной карте полета значилась столица Черногории Подгорица.
Казахстан отрицает причастность своих граждан к незаконной перевозке оружия. «Казахстан твердо придерживается позиции о невиновности своих граждан, которые выполняли функции наемных работников, все необходимые усилия на политическом, дипломатическом уровне предпринимаются для того, чтобы доказать их невиновность, — цитирует РИА «Новости» слова представителя министерства иностранных дел Казахстана Ержана Ашикбаева. — В настоящее время с властями Таиланда проводится вся необходимая работа, для того чтобы как минимум облегчить условия содержания наших граждан в тайской тюрьме. Мы также работаем над тем, чтобы до рассмотрения дела судом освободить их под залог». Напомним, что все члены экипажа, включая белорусского пилота Михаила Петухова, утверждают, что были уверены, что перевозили оборудование для бурения скважин. Как отмечается в докладе TransArms и IPIS, в сопроводительных документах в графе «характер груза» действительно указано, что Ил-76 перевозит «запчасти для нефтепромышленного оборудования».
В докладе также сказано, что ранее задержанный самолет принадлежал казахстанской компании, но в октябре 2009 года его купила грузинская Air West Georgia и сдала в лизинг новозеландской компании SP Trading. Она же 4 декабря предоставила Ил-76 в лизинг гонконгской фирме. Последний раз самолет передался юридическому лицу, зарегистрированному на Британских Виргинских островах.
По данным независимых экспертов, официальный владелец Ил-76 — компания Overseas Cargo FZE, зарегистрированная в ОАЭ. Ей владеет, пишет The Wall Street Journal, Светлана Зыкова.
При этом The Times пишет, что последним установленным владельцем Ил-76 был сербский торговец оружием Томислав Дамьянович.