В среду Госдума приняла во втором чтении федеральный законопроект об авиационной безопасности. Он увеличивает штрафы за управление самолетом в нетрезвом состоянии и за передачу штурвала лицу в нетрезвом состоянии. За это пилота могут лишить летных прав на срок от двух до трех лет.
Любое нарушение федеральных летных правил, причинившее кому-либо легкий вред здоровью, грозит штрафом от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей или лишением права управления воздушным судном от трех месяцев до полугода. За вред средней тяжести нарушителям грозит штраф 2–2,5 тыс. рублей или лишение летных прав до одного года. Пилота также могут лишить прав за вылет на неисправном самолете, эксплуатация которого запрещена без специальных документов, или за вылет на не прошедшем госрегистрацию воздушном судне. Штрафы от 1 тыс. до 2 тыс. рублей пилоту грозят и в случае, если на борту отсутствуют соответствующие документы на самолет, а у летчика нет с собой летных прав.
Обязанности же пассажиров и членов экипажа — четко выполнять приказы командира воздушного судна. В противном случае им придется заплатить штраф 2–5 тыс. рублей или отсидеть под административным арестом до 15 суток.
Кроме того, закон устанавливает штрафы для лиц, которые поставили в районе аэродрома устройства и знаки, похожие на маркировочные, портили оборудования аэропорта и незаконно использовали пиротехнику на территории аэродромов и аэропортов.
Один из авторов поправок закона, первый заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что закон запрещает употреблять на борту спиртные напитки. Статью 20.20 КоАП, регламентирующую правила распития алкогольных напитков в общественных местах, законопроект не менял. Спиртосодержашие напитки по закону нельзя распивать «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования», за исключением «организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив».
«Сейчас нельзя пить на борту только принесенную с собой алкогольную продукцию. Алкоголь слабее 12% авиакомпании как могли продавать, так и будут. Ничего не изменилось», — сказал депутат.
Как пояснил Москалец, за нарушение ст. 20.20 КоАПа конечная версия законопроекта только увеличила штраф на 200 рублей (изначальный текст увеличивал штраф с 300–500 рублей до 1–5 тыс. рублей).
Как сказано в пояснительной записке к тексту, закон направлен на «совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в сфере гражданской авиации для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности в условиях роста объемов перевозок и авиационных работ». При этом одним из наиболее частых нарушений на борту самолета в записке называется именно распитие пассажирами алкогольной продукции, контроль за которым в результате фактически так и не был усилен. «По информации МВД России, в 2007 году за мелкое хулиганство на борту воздушного судна и в аэропорту к административной ответственности привлечены 245 пассажиров, за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения на борту воздушного судна и в аэропорту — 483 пассажира. В первом квартале 2008 года за мелкое хулиганство на борту воздушного судна к административной ответственности привлечены 128 пассажиров, а за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения — 126 пассажиров», — сказано в пояснительной записке.
Авиационные эксперты утверждают, что сейчас проблемы с пьяными пассажирами на борту уже не так актуальны.
«Это было проблемой год-полтора назад. Сейчас же распивать принесенный алкоголь не дают. А после некоторых распоряжений Минтранса ряд авиакомпаний отказались и от продажи алкоголя на борту», — говорит директор по развитию компании «Регион-Авиа» Алексей Савченков.
Законопроект об усилении авиационной безопасности был внесен правительством РФ в марте этого года. В начале июня он прошел первое чтение в Госдуме, за полгода проект доработали и в него внесли ряд поправок. Когда о законе весной впервые сказал Минтранс, самих депутатов больше всего заинтересовало увеличение штрафов для пилотов, которые сели пьяными за штурвал. Тогда в Госдуме «Газете.Ru» напомнили, что алкоголь нашли в крови Родиона Медведева, пилота Boeing 737, разбившегося под Пермью 14 сентября 2008 года. «Такого больше не должно повториться, поскольку если водитель садится нетрезвым за руль автомобиля, то это преступление, а если пилот – то это катастрофа», – заявили депутаты. Правда, командир экипажа Boeing одной из российских авиакомпаний отметил, что выпившего летчика не допустят к управлению самолетом. Перед каждым рейсом пилоты проходят медицинский осмотр. Врачу в аэропорту командир экипажа и второй пилот представляют справку ВЭК (врачебно-экспертной комиссии, которая проверяет здоровье летчиков раз в полгода), рассказывают, когда летали в последний раз, им проверяют пульс и давление.