В пятницу Верховный суд РФ отменил приговор обвиняемым в убийстве заместителя префекта Зеленоградского округа Москвы Леонида Облонского, совершенном в 2001 году. В марте 2009 года присяжные признали виновными троих обвиняемых, вину одного из них — предполагаемого заказчика убийства Андрея Беликова — прокуратуре доказать не удалось. Остальные, в том числе объявленные в розыск Владимир Васильев (его следствие считает непосредственным исполнителем преступления) и Андрей Пискарев, подвозивший киллера к дому зампрефекта, получили от 14 до 25 лет колонии строгого режима. Адвокаты подсудимых сразу после вынесения приговора обжаловали его.
Верховный суд признал, что приговор подлежит отмене и дело об убийстве Облонского должно быть заново рассмотрено в Мосгорсуде в четвертый раз.
«Чем руководствовался суд, приняв такое решение, мы пока не знаем: сегодня была оглашена только резолютивная часть постановления. Ожидается, что с мотивировочной частью нам удастся ознакомиться в ближайшие две недели», — сказал «Газете.Ru» адвокат одного из фигурантов дела, оправданного Беликова, Сергей Старовойтов. Он рассказал, что защитники, подавая кассационную жалобу, обращали внимание Верховного суда на то, что двое подсудимых были осуждены заочно вопреки закону. «Чтобы рассматривать дело и выносить приговор заочно, следствие должно установить, что обвиняемые скрываются за границей и не желают являться в суд. А следствие понятия не имеет об их местонахождении. Может, их и в живых-то нет, а им приговор вынесли», — возмущается адвокат. Еще один довод защиты — многочисленные процессуальные нарушения, допущенные в процессе. «Например, судья Михаил Откин, обращаясь к присяжным с напутственным словом, зачитал им показания людей, которые в суде не допрашивались, и заявил, что эти показания исследованы и подтверждают вину подсудимых», — рассказал Старовойтов.
Убийство Леонида Облонского было совершено 24 июля 2001 года в 14-м микрорайоне Зеленограда. Зампрефекта выходил из дома с женой и 15-летним сыном. В машине его уже ждал водитель. Но сесть в служебную «Волгу» Облонский не успел: выскочивший из кустов киллер расстрелял его из пистолета-пулемета «Агран-2000». Получив пять огнестрельных ранений в голову, шею и грудь, зампрефекта скончался на месте.
В августе 2002 года столичная милиция задержала пятерых подозреваемых: Беликова, Васильева, Пискарева, предполагаемого организатора убийства Олега Копытка и соучастника Михаила Седова, который, по версии следствия, следил за передвижениями Облонского. В мае 2003 года под стражу был взят и предполагаемый организатор убийства — бывший директор рынка в Зеленограде Мстислав Красовский.
Следствие пришло к выводу, что Красовский и Беликов решились на убийство чиновника из-за запланированной Облонским перестройки Крюковского рынка.
Чиновник, по договоренности с московскими властями, собирался строить на месте рынка, пустыря и автостоянки современный торговый комплекс. Стоянка принадлежала как раз Беликову и Красовскому. Бизнесмены пытались договориться с Облонским о передаче территории автостоянки взамен на участие в строительстве комплекса. Но достаточных средств на то, чтобы быть полноправным подрядчиком, у них не оказалось. Чиновник отказался, и его решили убить.
Как считает следствие, Красовский нанял для организации убийства Копытка, который был должен бизнесмену денег. Тот привлек чоповцев Седова и Пискарева, а они нашли бывшего офицера Васильева, в прошлом судимого за разбой. Несколько дней Седов, Пискарев и Васильев следили за передвижениями Облонского, изучили его распорядок дня и 24 июля совершили убийство. Васильев изменил внешность: приклеил усы, надел солнечные очки и бейсболку — и спрятался во дворе дома, где жил префект. Расстреляв Облонского, он, как считает следствие, собирался убить запомнившего его водителя, но «Агран» заклинило, и киллер убежал. Увозил его из Зеленограда Пискарев.
Закончив расследование, в 2005 году представители Генпрокуратуры вышли с делом в суд. Процесс проходил с участием присяжных заседателей, которые в феврале 2005 года оправдали всех подсудимых. Гособвинение обжаловало приговор в Верховном суде, сославшись на многочисленные нарушения, допущенные стороной защиты. В 2006 году процесс начался заново, на этот раз без Васильева и Пискарева, которые, оказавшись на свободе, пропали из поля зрения следователей. В июле 2006 года другая коллегия присяжных вновь оправдала четверых оставшихся подсудимых. Исход дела вновь не устроил прокуратуру: на этот раз Верховный суд постановил, что из-за нехватки двоих подсудимых у присяжных сложилась неполная картина преступления.
В третий раз процесс начался в ноябре 2008 года и продолжался до 16 марта 2003 года, когда всем, кроме Беликова, на основании вердикта присяжных вынесли обвинительный приговор. Беликова коллегия признала невиновным.
Не исключено, что после поступления дела на новое рассмотрение в Мосгорсуд перед присяжными предстанет еще меньше обвиняемых: оправданный Беликов не явился в суд уже на оглашение приговора.
Его отпустили из-под стражи после объявления вердикта присяжных. Трое подсудимых — Красовский, Седов и Копыток — сейчас находятся в СИЗО. Верховный суд предписал Мосгорсуду решить вопрос о мере пресечения для этих фигурантов уголовного дела: должны ли они оставаться за решеткой или могут выйти на свободу до начала нового процесса.