О том, что он не соответствует «общепринятому нормативу внешнего вида священнослужителя», сценарист, актер и режиссер Иван Охлобыстин написал в четверг в своем блоге. «Я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов», — написал священник. Однако основная проблема, пишет Охлобыстин, не во внешнем виде, а во внутренних противоречиях: «Что-то не так. Я спрашиваю себя: что есть истина? Что для меня Христос? Желанная с детства работа в окружении приятных мне коллег, сопереживание их радостям и печалям, обеспечение моей семьи, детей и жены, которых я люблю без памяти, внешний комфорт и возможность творческой реализации, без чего моя душа рвется на части, или предстояние у Святого Престола, где на время службы я полностью растворяюсь в восторженном осознании сопричастности Вечности, где меня покидает страх смерти и мою душу наполняет блаженный покой?»
В связи с этим Охлобыстин направил патриарху Кириллу письмо с просьбой отстранить его от служения, пока он не сможет дать себе ответ на этот вопрос.
В Московской патриархии Русской православной церкви сказали, что письма еще не видели, но просьбу Охлобыстина понимают. «Ну и что, что борода не растет? У нас много безбородых священников. Вот духовные кризисы бывают, это вполне реальная ситуация», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь патриарха, священник Владимир Вигилянский. По его словам, в Московской патриархии периодически сталкиваются с тем, что священники просят на время вывести их «за штат»: «Иногда бывает по болезни, иногда по каким-то еще соображениям они просят, чтобы вместо них в храме служил кто-то другой. Иногда это бывает временно». В любом случае, сказал Вигилянский, в Московской патриархии надеются, что Охлобыстин взял временную передышку, а не окончательно закончил служение в церкви.
Охлобыстин был рукоположен в сан священника в 2001 году правящим архиереем Ташкентской епархии архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом). Как говорил в одном из своих интервью на радиостанции «Эхо Москвы» сам Охлобыстин, принявший имя Иоанн, с архиепископом Владимиром он познакомился, когда подвозил его на машине в Подмосковье. «Мне нужно было подвезти архиерея, чтобы он отвез 48 тысяч рублей за люстру в Софрино. По дороге у меня лопнуло колесо, потом другое лопнуло, запаска лопнула. Потом мы с ним сыграли в шахматы, потом выяснили, что мы сторонники одной и той же идеи Льва Гумилева. Потом он сказал, что «ты не на своем месте». Он говорит: «Приезжай ко мне в Азию, я тебя рукоположу», — рассказывал Охлобыстин.
В Ташкенте Охлобыстин пробыл семь месяцев, после чего вернулся в Москву, где стал служить в храме Св. Николая на Раушской набережной и был направлен в Синодальный отдел РПЦ по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными органами РФ.
В том же году он написал сценарий к экранизации романа Федора Достоевского «Идиот» — «Даун хаус», в котором сам же и снялся в роли Парфена Рогожина. Работу актера и режиссера Охлобыстин до последнего времени совмещал со службами в храме.
Теперь, когда Охлобыстин — временно или нет — перестанет служить, в РПЦ вздохнут спокойно, считает доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Борис Фаликов.
«Он очень умный, талантливый, творческий человек, но он не управляем, хотя очевидно, что его рукополагали для некоего положительного пиара РПЦ», — сказал он «Газете.Ru». По словам Фаликова, и тот факт, что Охлобыстина возводили в сан в Ташкентской епархии, не случаен: «Там всегда было очень плохо с кадрами, и часто рукополагали людей просто невежественных, но к Охлобыстину это, конечно, не относится, его просто хотели сделать этаким паровозиком, который бы популяризовал православие, а в Ташкентской епархии он на время своего служения очень пригодился».
Правда, считает он, возведя известного и довольно своеобразного актера и режиссера в сан, в РПЦ не подумали о том, сколько критики это вызовет у консервативных верующих.
Охлобыстин и сам в своем блоге признает, что после роли шута в фильме «Царь» прочитал о себе в интернете массу возмущенных отзывов. «Но так бывает всегда, – говорит Фаликов. – Все религии пытаются привлекать знаменитостей для своего продвижения в современном мире. Та же Мадонна, которая увлеклась каббалой: либеральные евреи заговорили, что это просто прекрасно, а консерваторы говорили, что певица каббалу позорит».