Проекты законов «О генеральном плане развития Москвы до 2025 года» и «О правилах землепользования и застройки Москвы» дошли до столичного парламента. В среду Юрий Лужков подписал постановление об одобрении документов, и они поступили в Мосгордуму. Времени у депутатов в обрез: с 1 января 2010 года без вступивших в силу правил и генплана мэрия не сможет выделить застройщикам ни одного земельного участка. Поэтому 21 декабря — крайний срок, когда законы должны быть официально опубликованы, а до этого они должны хотя бы формально пройти три чтения в Мосгордуме.
1 декабря депутаты обсудят документы на совместном заседании профильных комиссий и на следующий день примут их в первом чтении.
Никаких «откровений» на предстоящих заседаниях не ожидается: главный градостроительный документ города обсуждается на разных уровнях уже давно. А с августа этого года – момента начала общественных слушаний – эта тема по своей популярности среди москвичей обогнала прогноз погоды. В городе было развернуто 136 экспозиций генплана столицы, которые посетили более 160 тыс. человек. По официальным данным, проект получил положительную оценку горожан, более 75% которых высказались в его поддержку. Общественные организации приводят прямо противоположные цифры.
Больше всего москвичей напугало выделение в генплане так называемых зон стабилизации и зон развития (в первых планируется проводить только капремонт и благоустройство, а во вторых — реконструкцию, снос и новое строительство), а также то, что практически все жилые кварталы города оказались в «зонах развития».
Общественные организации «Московский совет» и «Жилищная солидарность» считают, что слушания были проведены с нарушением закона, а сами законопроекты не прошли обязательную госэкспертизу. Кроме того, в Москве не закончено (а практически и не начиналось) предписанное федеральным законодательством межевание земли. Активисты настаивают на разработке нового генплана с участием независимых экспертов и московской общественности и организации повторных слушаний «в полном соответствии с требованиями законодательства».
По словам руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, во фракцию поступило более 400 касающихся генплана обращений москвичей, недовольных как самим содержанием документа, так и процедурой проведения слушаний. И учесть эти и множество других замечаний в отведенный для принятия закона срок (до 1 января 2010 года) абсолютно нереально.
В принятый в качестве закона генплан в течение трех лет нельзя будет вносить изменений.
Таково требование федерального законодательства. «Поэтому сейчас ни в коем случае нельзя говорить: давайте поскорее примем закон (чтобы не потерять политическое лицо), а затем его поправим, — считает Клычков. – Его надо серьезно дорабатывать именно сейчас. Мы будем настаивать на приостановлении рассмотрения и надеемся, что мэр воспользуется своим правом вето с поправками, что даст еще хотя бы два дополнительных месяца для работы над генпланом».
Кроме того, по мнению Клычкова, спешащие принять законы городские власти не учитывают не только интересы москвичей, но и правовые нормы. В частности, в первую очередь должны были приниматься правила землепользования и застройки, а затем на их основании разрабатываться генплан. В Москве два главных градостроительных документа города принимаются одновременно, что в лучшем случае говорит об абсолютно формальном к ним отношении. (Действительно, если бы в Москве уже имелись правила, четко регламентирующие плотность, этажность, назначение застройки в каждом конкретном месте, проблемы 140 признанных мэрией «горячих точек» и множества не признанных могли бы однозначно решаться в правовом поле.)
По мнению председателя думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, участвовавшего в разработке обоих законопроектов, единственный недостаток документов – «высокий темп их принятия». «Хочется, чтобы федеральный законодатель позволил нам подольше покорпеть над законопроектами, чтобы избежать огрехов», — объяснил депутат «Газете.Ru». По его словам, такая возможность вполне вероятна, так как в настоящий момент в комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям прорабатывается вопрос о переносе сроков принятия генпланов муниципальными образованиями еще на два года. «Мы заинтересованы в том, чтобы «повылизывать» закон еще в течение первого квартала, но, если не будет такой возможности, не критично, успеем до Нового года», — отметил Москвин-Тарханов.
Между тем, по мнению экспертов Института экономики города, генплан, самая большая ошибка которого – установление зон реорганизации, простым «вылизыванием» не исправишь.
«Это совершенно неправильный подход к развитию города, — считает заместитель директора направления института Леонид Бандорин. — Но Москва никак не может расстаться с идеей, которая уже четыре года на федеральном уровне находится вне закона, – о принудительном изъятии недвижимости для размещения на ее месте других объектов. Самый показательный пример – снос пятиэтажек. Но, если следовать закону, никто не может просто так изъять вашу квартиру даже по суду».
По словам Бандорина, карта города, две трети территории которого отводятся под реорганизацию, противоречит федеральному законодательству. «Можно определить в генплане территории, которые хочешь развивать, — считает эксперт. – Но в Москве под этим подразумевается, что любую недвижимость можно изымать для строительства любых объектов, не важно, что это – дорога, жилье или коммерческий объект. Это абсолютно недопустимо. Но именно такая логика заложена в городской закон № 29 о переселении и в городской Градостроительный кодекс. И теперь эта система переносится в генплан».