В среду владелец холдинга Burevestnik Group, генеральный директор Aston Martin Moscow и компании — дистрибутора яхт AG Marine Андрей Ломакин был задержан перед началом пресс-конференции в РИА «Новости». Как рассказали очевидцы «Газете.Ru», бизнесмен подъехал к зданию агентства на своем автомобиле Mercedes S500. Задержание происходило «в грубой форме».
Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь холдинга Burevestnik Group Анастасия Зайцева, ставшая очевидцем задержания Ломакина, предприниматель подъехал к зданию РИА «Новости» около 12.00. «На своем автомобиле с водителем он въехал на территорию парковки у входа в новый зал для пресс-конференций, а потом появились, как я позднее узнала, бойцы СОБРа», — рассказала она. По словам Зайцевой, бойцы спецподразделения ворвались на парковку, сломав шлагбаум, и подбежали к автомобилю Ломакина.
Машину блокировали 20 человек. Оперативники разбили в автомобиле стекло. Выдернув Ломакина с заднего сиденья, они повалили его на землю.
Еще одна группа собровцев задерживала водителя, разбив стекло автомобиля и вытащив его наружу, а потом начала обыскивать автомобиль. «На все мои вопросы они отвечать отказывались. Ломакина подняли, приложили лицом к капоту, а потом появились люди в штатском, которые, показав ему ряд каких-то документов, увели его в здание», — рассказала собеседница «Газеты.Ru». По словам Зайцевой, следователи Ломакина продержали в одном из кабинетов информагентства до 14.00, после чего погрузили в свой автомобиль и увезли в неизвестном направлении. «Где он сейчас, я не знаю», — сказала Зайцева.
Пресс-конференция «Яхтенный рынок в России» началась без участия бизнесмена.
Как стало известно «Газете.Ru», задержание Ломакина проводила Федеральная таможенная служба (ФТС), помогали ей сотрудники МВД. В пресс-центре ведомства подтвердили, что бизнесмен действительно сейчас задержан в рамках возбужденного уголовного дела о контрабанде яхт. «Дело возбудили по нашим материалам по ст. 188 УК РФ (контрабанда). Больше никаких подробностей пока мы сказать не можем, обстоятельства выясняются», — сказали «Газете.Ru» в ФТС.
Где сейчас находится Ломакин, в ведомстве сказать не смогли.
Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) сообщил, что помимо Ломакина по делу о контрбанде задержаны еще восемь человек. «Газете.Ru» стало известно, что обыски проходят в компании Burevestnik Group и в яхт-клубе «Буревестник». «Проводятся 15 обысков в офисах и по месту жительства подозреваемых и их допрос», — сообщил СКП. Контрабандой, по данным следствия, занимались «учредители, руководители и сотрудники яхт-клуба «Буревестник» и ООО AG Marine, а также сотрудник центрального аппарата ФТС России».
По материалам дела, с 2007-го по 2009 год они осуществляли контрабандные поставки в Россию по обманным «документам» дорогостоящих моторных яхт производства Великобритании и Италии.
Новость о возбуждении уголовного дела стала для сотрудников Burevestnik Group, по их словам, полной неожиданностью. «Мы белая компания, и работаем на рынке с 1996 года. Фактически, этот бизнес в России открыли мы. Какие претензии к нам возникли, мы понять не можем: яхты швартуются у нас в яхт-клубе, на них и порт приписки наш стоит. Мы не пользуемся серыми схемами и понятия не имеем, что за доказательства будут у следствия», — сказала Зайцева.
Директор проекта «Яхта.Ru» Дмитрий Балакирев рассказал «Газете.Ru», что, на его взгляд, контрабанда яхт может быть связана «с двойным трактованием нашего таможенного законодательства». «Схема поставки яхт в Россию работает уже многие годы. Дистрибутор знает, что все риски лежат на нем, и все российские дистрибуторы, особенно такие крупные, как Burevestnik Group, давно поняли, что нужно действовать легально», — сказал он. Эксперт отметил, что в России преимущественно продают моторные яхты европейского производства – в основном английские, французские и итальянские. Дистрибуторы или дилеры берут на себя почти весь комплекс работ – «от поставки материалов и строительства до обслуживания яхты и организации управления». «При заключении договора, естественно, компания берет сразу какой-то процент. Затем заказчик обычно ждет, когда яхту доставят или построят. В зависимости от типа яхты на это уходит определенное количество времени», — отметил Балакирев.
По его словам, на текущий момент при ввозе яхты в Россию таможня сначала определяет ее стоимость. НДС за провоз яхты в среднем составляет 18%. Таможенные же сборы в случае, если яхта оформлена на юридическое лицо, составят 20%, а если на физическое — все 30%. «Плюс заказчику нужно будет оплатить расходы на транспорт. Яхты можно доставить как по воде в специальных контейнерах, так и по суше в трейлерах», — добавил Балакирев.
Burevestnik Group – группа компаний, в которую на данный момент входят четыре российские компании-дистрибутора, яхт-клуб «Буревестник», сервисная служба, тюнинговое ателье Sound Storm, транспортная компания, журнал Yachting, выставка катеров и яхт «Буревестник Boat Show» и компания Aston Martin Moscow, официальный и единственный дилер концерна в Москве. За право продаж Aston Martin с лета 2005 года боролись 15 компаний, в том числе Mercury (дистрибутор Bentley, Ferrari, Maserati и Lamborghini), Musa Motors (Rolls-Royce), АВЕС (дистрибутор Lotus), Bosco, группа компаний «Рольф», «Автодом» и «Независимость».
Холдинг был образован в 2007 году на базе компании — дистрибутора яхт AG Marine, начавшей работу в 1999 году. В России Burevestnik Group представляет бренды яхт: ISA, Riva, Sunseeker, Fairline, SeaRay, Baja, Cigarette, MasterCraft, Malibu, BWA, Avon, Boston Whaler, Chris-Craft, Bertram, Seabob. Burevestnik Group и Aston Martin Moscow Ломакин учредил вместе с бизнесменом Андреем Бойко. По неофициальным данным, он тоже может быть задержан.
Burevestnik Group проводит одну из двух главных выставок в индустрии яхтинга. Участники рынка обращают внимание на то, что задержание Ломакина произошло накануне «Буревестник Boat Show'09»: мероприятие должно открыться в пятницу, 4 сентября. Конкурирующая вторая выставка — Royal Yacht Club — стартует 3 сентября и объединяет четыре крупнейших российских дистрибьютора яхт – компании «Ультрамарин», Nordmarine, Premium Yachts и Alpha Yachts. Мероприятие проходит при поддержке Национальной ассоциации морской индустрии. Как уточнил сотрудник ее оргкомитета Никита Горчаков, Burevestnik Group на этой выставке никак не представлена.