Прокуратура Северного округа Москвы возбудила уголовное дело по факту хищения бюджетных средств, выделенных правительством Москвы на реализацию городской целевой программы возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации (ч. 4 ст. 159 УК РФ — хищение путем мошенничества, совершенного в особо крупном размере). По результатам проверки следственным управлением при УВД по Северному округу законности расходования бюджетных средств в государственном учреждении «Московские авиационные услуги» (МАУ), нанесенный городской казне ущерб оценивается в 43 млн руб.
Поводом для проведения проверок стало заявление одного из бывших сотрудников юридического отдела МАУ о том, что бывший генеральный директор МАУ Михаил Оводенко якобы заключил ряд фиктивных договоров с ЗАО «Растех», гендиректором которого являлась его подруга Полина Прицепа. Факты подтвердились. По сообщению представителя пресс-службы прокуратуры Москвы, в ходе проверки было установлено, что между МАУ и ЗАО «Растех» было заключено два госконтракта на поставку оборудования для оснащения авиационного маршрута Москва--Иваново средствами системы управления «Москва--АЗН» (аппаратура ADS). «Акты приемки-передачи по контрактам подписаны, бюджетные денежные средства в размере 43 млн руб. перечислены на счет ЗАО, однако договоры не исполнены, оборудование не изготовлено и в ГУ МАУ не поставлено», — рассказал он.
Кроме того, проверка выявила и доказательства аффилированности между руководством МАУ и «Растех»:
Руководивший тогда МАУ Михаил Оводенко одновременно занимал должность заместителя гендиректора ЗАО «Растех» с правом первой подписи. Совмещал работу в ГУ МАУ и ЗАО «Растех» и ряд других руководителей государственного учреждения. Обе компании даже располагались в одном здании на улице Космонавта Волкова.
Обвинение пока никому не предъявлено. В ЗАО «Растех» от комментариев отказываются. Оводенко и Прицепа сейчас проходят по делу как свидетели. Но пока их невозможно даже допросить: по информации следователей, они якобы уехали из России и живут в Германии. Свидетелем проходит и бывший глава департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц (МАУ структурно входит в этот департамент). Правда, как заявил корреспонденту «Газете.Ru» сам Липсиц, находящийся сейчас на совещании в Сочи, он слышит об этой истории впервые.
Впрочем, несмотря на то что по долгу службы Липсиц курировал проект воздушного такси в Москве, он никогда не являлся горячим сторонником этой идеи. Представляемые им на правительстве Москвы программы развития транспорта регулярно «заворачивались» именно из-за недостаточного внимания к этому «стратегическому направлению». Так что лоббировал интересы МАУ в мэрии, судя по всему, кто-то другой.
Шла на пользу мошенникам и слабость, которую к проекту питает сам мэр столицы.
Несмотря на кризис, в начале 2009 года Юрий Лужков подписал постановление, по которому сроки рассмотрения заявок из регионов продлевались. В текущем году планировалось рассмотреть варианты участия Москвы в создаваемых ОАО и выделение инвестиций на реконструкцию аэропортов Липецка и Тамбова, а в 2010-м – Курска. Даже после 30% секвестрования городского бюджета и принятия решения о приостановке программы по реконструкции аэропортов в Центральной России, строка расходов на аэропорт Иваново-Южный была сохранена. (Ранее Москва приобрела акции ивановского авиапредприятия «Золотое кольцо», которое не принимало самолеты десять лет, и провела его реконструкцию за 2 млрд рублей).
Напомним, что МАУ было создано в декабре 2006 года для реализации закона города Москвы «О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007–2010 годы». Планировали вложить до 55 млрд рублей в 16 аэропортов ЦФО, в том числе всех региональных столиц Черноземья. Сама же идея использования легких воздушных судов в качестве московского такси возникла у городских властей еще в 2004 году. И даже начала реализовываться, оттянув на себя значительные средства. Планировалось, что в первую очередь авиатакси должно связать между собой аэропорты с наиболее оживленными точками столицы — вроде делового центра «Москва-Сити», затем — с Санкт-Пертербургом и самыми крупными городами Московской области и Центральной России.
Тогда городские власти посчитали, что российское законодательство вполне позволяет обзавестись городу «небесными извозчиками». Предполагалось, что будет и спрос.
В 2005 году мэрия объявила о создании 20 вертолетных площадок по берегам рек, на крышах зданий и крупных медицинских центров. Аэродромы планировалоcь построить по всему городу: на территории комплекса «Москва-Сити», в Крылатском, Лужниках, Сокольниках, Битце, Коломенском, ВВЦ, Серебряном Бору, возле Курского вокзала, в Нагатинской пойме и т. д. Предполагалось использовать и уже существующие объекты, находящиеся, например, на МКАД. Кроме вертолётов на службу людям пытались поставить дирижабли, посадив в них милиционеров.
Спустя ещё год МАУ разработало маршруты полётов и приобрело 10 винтокрылых такси, со временем планируя увеличить их число в 2–2,5 раза. Гендиректор учреждения Михаил Оводенко тогда еще был вполне доступен и охотно общался с журналистами. По его расчетам, стоимость одного часа полёта двухмоторного вертолёта составляла $600, но поскольку час в Москве лететь некуда, а вместимость закупленных воздушных судов — пять пассажиров, то в итоге плата получается не так уж и велика.
Однако вскоре профинансированный проект был практически закрыт. Главная причина провала проекта была связана с запретом полетов над Москвой.
На сегодняшний день приказом Генштаба МО воздушное пространство над Москвой полностью закрыто для гражданских авиасудов. «По воздушному кодексу, Москва – запретная зона, — объяснила «Газете.Ru» председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко. – Над Москвой нет единого радиолокационного поля, и у ПВО нет возможности отслеживать, кто, с какими целями и куда летит, где может приземлиться. Особенно это сложно на малых высотах».
Предложение мэрии в качестве выхода из ситуации прокладывать маршруты по руслам рек, над автострадами и промышленными зонами, а также создать единую систему управления полетами для коммерческих судов и уже летающих в воздушном пространстве авиасудов экстренных служб (санитарных, спасательных и пожарных) не было поддержано в Минобороне. Как утверждают военные, гарантировать безопасность стратегических объектов и мирного населения возможно только тогда, когда небо над Москвой полностью закрыто. Что, кстати, подтвердила и трагедия, разыгравшаяся в минувшее воскресенье в небе над Раменским районом.
Между тем не исключено, что за «ивановским» делом последуют другие, еще более громкие.
Как сообщил журналистам в конце июня Василий Кичеджи, в реализации программы по строительству аэропортов в регионах ЦФО были выявлены многочисленные серьезные факты коррупции. По его словам, правоохранительные органы провели расследование по факту хищения более 100 млн рублей. «Документы нами уже собраны, и будут названы люди, причастные к воровству. Вы услышите достаточно громкие фамилии», — пообещал чиновник.