Вопрос о продлении срока содержания под стражей бизнесмену Юрию Финку, обвиняемому по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), решался в Таганском суде в четверг вечером. 60-летнего фигуранта уголовного дела доставили на заседание по ходатайству следственного управления УВД ЦАО Москвы. Следователи просили судью Наталью Коновалову оставить Финка под арестом еще на месяц (обвиняемый находится в Бутырском СИЗО с момента задержания в конце апреля 2009 года). К сентябрю этого года расследование в отношении бизнесмена должно завершиться, и дело будет готово к передаче в суд для рассмотрения по существу.
По версии следствия, бизнесмен и крупный специалист по телекоммуникациям Финк совершал мошеннические операции с акциями своей компании «Дженерал телеком», что позволило ему присвоить около 22 млн рублей.
В прошлом музыкант (в 1970-х годах он играл в джазовом коллективе, а позже был ударником в советских ансамблях «Голубые гитары» и «Коробейники»), по образованию инженер-конструктор, в 1990-е годы Финк ушел в бизнес. Принадлежащая ему фирма занималась разработкой, производством и внедрением различных приборов и систем, обеспечивающих безопасность на железнодорожном, авиационном и автомобильном транспорте. На счету самого бизнесмена более десятка изобретений в этой сфере. До 2004 года «Дженерал телеком» полностью принадлежала Финку, а затем 50% акций компании он продал ООО НТЦ «Информационные системы». В 2006 году между Финком и руководителем НТЦ Дмитрием Богаченко было заключено соглашение о продаже «Информационным системам» еще 20% акций. Компаньоны подписали договор, деньги за акции — около 22 млн рублей — получил заместитель Финка Владимир Коваленко, но изменения в реестр акционеров руководство «Дженерал телеком» не внесло, обманув НТЦ и вручив главе «Информационных систем» поддельную выписку из реестра.
Позже, говорится в материалах дела, «Дженерал телеком» с помощью ООО НТЦ «Информационные системы», которое выступало банковским гарантом фирмы Финка, удалось получить кредиты на общую сумму около 140 млн рублей.
С их помощью «Дженерал телеком» заключила с ОАО РЖД контракт на поставку телекоммуникационных систем для поездов на 2 млрд рублей.
Дело против Финка следственные органы возбудили в сентябре 2008 года. Допросив его в качестве подозреваемого, главе «Дженерал телеком» вручили подписку о невыезде, которую, как утверждают следователи, он нарушил, скрывшись за границей. Сам Финк и его адвокаты настаивают, что к моменту его выезда из страны (бизнесмен не скрывает, что уезжал в Германию, а затем в Италию) подписка не действовала, потому что обвинение ему предъявлено не было. Однако это не помешало следователям объявить Финка в международный розыск. В ноябре 2008 года ему заочно предъявили обвинение в мошенничестве, а 24 апреля 2009 года задержали прямо на совещании в РЖД, где обсуждались условия выполнения контракта железнодорожного монополиста с «Дженерал телеком».
Заседание Таганского суда в четверг, которое началось с опозданием на несколько часов, было похоже, скорее, на свидание Финка с родственниками: обвиняемого пришли поддержать близкие и друзья, занявшие все зрительские места в зале заседаний. Сам арестант был настроен благодушно, просил передавать всем приветы и показывал из-за решетки нарисованный в автозаке рисунок, изображавший членов его семьи. Объявившая заседание открытым судья Коновалова первым дала слово обвиняемому.
Финк, поправив полы чуть смявшегося пиджака и проведя рукой по седой шевелюре, заявил, что дело против него «сфабриковано людьми, желающими завладеть компанией и патентами».
«Когда я якобы был в международном розыске, меня никто не искал. Я жил дома и постоянно был на работе. Я обеспечиваю связью все спецслужбы, неужели меня было бы сложно найти? Уважаемый суд, я не совершал ничего противоправного, я изобретатель», — закончил свою речь Финк, вежливо извинившись, что «так надолго» привлек к себе внимание участников процесса. Его адвокат Татьяна Пешехонова поддержала своего подзащитного, добавив, что он не только не совершал вмененных ему преступлений, но и не намерен препятствовать проведению следственных следствий. «Только следственные действия не ведутся, а Юрий Михайлович сидит за решеткой», — отметила Пешехонова.
Следователь УВД ЦАО по фамилии Заика убеждал судью в обратном: по его словам, расследование уголовного дела почти завершено, осталось еще несколько допросов, очных ставок и экспертиз. К 16 сентября дело должно быть раскрыто окончательно и готово к передаче в суд, и в течение этого месяца Финк должен находиться под арестом, считают следователи. Представитель прокуратуры ЦАО Москвы Татьяна Попова следователя поддержала.
Судья Коновалова, напомнив, что преступление, в котором обвиняется бизнесмен — тяжкое, постановила оставить его в СИЗО еще на месяц.
«Суд находит ходатайство следствия подлежащим удовлетворению», — объявила председательствующая и закрыла заседание. Финка снова увели в милицейскую «Газель», на которой он вернется в Бутырку, а родственники отправились следом: уговаривать конвойных милиционеров передать арестанту еду и предметы гигиены. Адвокат бизнесмена намерена обжаловать постановление судьи Коноваловой в Мосгорсуде в течение ближайших трех дней. Комментировать суть дела и обвинения ее клиента адвокат Пешехонова категорически отказалась.