Во вторник столичное правительство приняло за основу концепцию городской целевой программы сохранения и развития ООПТ на 2011–2013 годы. Определиться с проектами развития таких зеленых зон чиновникам надо как можно быстрее – до принятия в виде закона обсуждающегося сейчас генплана города. Как сообщил заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Владислав Холодков, на сегодняшний день ООПТ занимают около 17,5 тысячи гектаров — 17% от площади столицы. Это 18 зеленых зон категорий «национальный парк», «природный парк», «природно-исторический парк» и «природный заказник» и 95 памятников природы. (Для сравнения: в Берлине 1,5 тыс. охраняемых локальных памятников природы.)
До 2013 года должны быть образованы еще один природно-исторический парк, два экологических парка, 49 природных заказников различных профилей, 124 памятника природы и 24 заповедных участка. По данным департамента, ООПТ ежедневно посещают более 100 тыс. человек, а в выходные их число достигает миллиона. «Цель концепции — сохранение и развитие ООПТ за счет расширения площадей, повышения охраны и качества содержания», — заявил чиновник. Недостаток необходимых на эти цели бюджетных средств предполагается компенсировать за счет спонсоров и «экологически ориентированного малого и среднего бизнеса».
Правильно ориентированным инвесторам будет доверено развитие экологического туризма, а также обустройство пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и велодорожек.
Заодно, считают в мэрии, будет решена и проблема многочисленных пикников и мусора в заповедных зонах – горожане будут «скапливаться» в цивилизованных местах отдыха. Однако, по мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, подобные меры ограничат доступ москвичей на ООПТ и сделают пребывание на природе платным.
«Ясно, что частники будут не только обслуживать переданную им территорию, но и зарабатывать на ней. И не пускать на нее просто так», — заявил на заседании депутат. А, по словам нового префекта САО эколога Олега Митволя, любая сеть торгового обслуживания и общепита – это капитальные строения, к тому же «у нас, что бы ни стали строить, все равно получим рынок». «При заключении концессионных соглашений мы будем пресекать такие попытки», — уверенно заверил своих оппонентов Холодков.
По соседству с коммерческими пляжами и прогулочными дорожками сохранятся находящиеся сейчас в парках посторонние организации
– чиновники признались в невозможности вывести за границы ООПТ заводы, склады, рестораны, автосервисы и больницы. На сегодняшний день сторонними землепользователями занято более 5 тыс. гектаров — треть таких территорий. Все они попали в границы природных зон в результате принятой в 1998 году Схеме ООПТ.
«Бюджета города не хватит, чтобы выкупить все объекты, которые надо убирать, — заявил префект ВАО Николай Евтихиев. — Мы по «Сокольникам» практически со всеми сторонними организациями договорились о выкупе. Но, по нашим оценкам, это за миллиард». «А вы знаете, что в границы ООПТ вошли жилые дома и сколько стоит их отселение? – поддержал коллегу префект ЗАО Юрий Алпатов. – И к тому же эти территории находятся не только на московских, но и на федеральных землях.
Федеральные структуры – собственники этой земли вас считают сторонними пользователями. Но вы даже не согласовали свою концепцию с федералами!»
«Если оформлены земельно-имущественные отношения сроком на 49 лет, мы ничего и не выкупаем, а подписываем охранное обязательство, — возразил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонид Бочин. – Это обязательство сохранить территорию и приумножить в границах своего участка». Впрочем, как даже законные пользователи зеленых уголков Москвы выполняют эти охранные обязательства, хорошо известно.
Но, даже если владельцы и арендаторы земли не возводят в заповедных зонах новых капитальных строений и не строят на заливных лугах полей для гольфа, занимаемые ими участки никак не могут считаться ООПТ, считают эксперты.
Как, впрочем, и те территории, которые будут закреплены за «экологически ориентированным бизнесом». По мнению завлабораторией охраны природы города НИИ охраны природы, главного редактора Красной книги Москвы Бориса Самойлова, охрана природы — не благоустройство и декоративное озеленение, более того, это «взаимоисключающие вещи». «Речь идет не о парках и скверах, а о естественных природных территориях со свойственным им биоразнообразием, — считает ученый. —
Европа, где дикая природа давно была полностью трансформирована, сейчас за это расплачивается. И нам тоже надо над этим задуматься».
По словам Самойлова, леса в Европе горят потому, что состоят из монокультур, посеянных из декоративных соображений. Этим же объясняются и масштабные наводнения: заменившие естественную растительность высаженные культуры не позволяют воде спускаться вглубь почвы, и она стекает в реки. По мнению эксперта, создание ООПТ – «беспроигрышный вариант», «стабилизационный экологический фонд». Но сохранить его возможно, лишь отказавшись от подходящих для паровых зон, но не приемлемых в здоровом лесу и на разнотравном лугу лесоустроительных проектов, вырубок и выкашиваний.