В среду в Мосгорсуде в закрытом режиме при участии коллегии присяжных началось рассмотрение по существу уголовного дела в отношении бывшего члена Совета федерации от Башкирии Игоря Изместьева. Экс-сенатор находится под стражей с 2007 года. Оперативники задержали его в аэропорту Бишкека, после чего он был этапирован в СИЗО «Лефортово» в Москве. Вскоре ему были предъявлены обвинения в организации нескольких убийств, покушении на убийство сына президента Башкирии Муртазы Рахимова — Урала Рахимова, а также даче взятки и терроризме. Вместе с Изместьевым на скамье подсудимых оказались еще 12 человек — членов так называемой кингисеппской группировки (по названию города Кингисепп в Ленинградской области).
Согласно тексту обвинительного заключения, зачитанного на слушании, Сергей Финагин, Имран Ильясов, Александр Иванов, Игорь Ульданов, Андрей Иванов, Юрий Васильев, Сергей Хомутов, Валентин Бар-Бирюков, Игорь Рожнев, Игорь Ганзин, Юрий Мамонов и Эмир Ибрагимов являлись непосредственными исполнителями распоряжений о ликвидации не угодных экс-сенатору людей в 1994—2004 годах.
Им инкриминируются убийства московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера «Башнефтехимторга» Валерия Сперанского, сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова и председателя правления фирмы «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. Кроме того, подсудимые, по мнению гособвинителя, причастны к покушению на владельца компании «Башнефть-МПК» Юрия Бушева, а также к покушению в сентябре 2003 года на сына президента Башкирии, тогда гендиректора ОАО АНК «Башнефть», Урала Рахимова. Подрыв джипа с охранниками Рахимова-старшего в Уфе, в результате которого погибли два человека, и минирование другой машины у его офиса в разгар выборов президента Башкирии следствие квалифицировало как теракт.
Экс-сенатор Изместьев, изначально отказывавшийся признавать свою вину по любому из эпизодов уголовного дела, в среду своей позиции не изменил.
Впрочем, и признанный пострадавшим глава «Башнефти» Юрий Бушев ранее заявлял, что считает вменяемые бывшему члену Совфеда покушения, а также убийство его жены Перепелкиной совсем не делом рук Изместьева.
Пятеро других подсудимых, включая Ильясова и Финагина, заявили, что частично согласны с предъявленными им обвинениями. «Мой подзащитный признал, что был организатором одного из убийств. Пока не буду уточнять какого. Остальные четверо признали, что являлись пособниками в нескольких покушениях и убийствах, но не исполнителями», — сказал «Газете.Ru» адвокат Ильясова Владимир Жеребенков.
Адвокат также рассказал, что на заседании защитники подсудимых снова обратились к председательствующей судье Елене Гученковой с просьбой сделать судебный процесс открытым. Однако она, напомнив адвокатам, что дело поступило в Мосгорсуд под грифом «секретно», отклонила ходатайство.
«Секретных обстоятельств в деле нет, есть несколько сопроводительных документов, но они в суде рассматриваться не будут, и мы с коллегами считаем закрытие процесса нарушением принципа гласности», — сказал Жеребенков. По его мнению, судебный процесс по делу Изместьева был закрыт от общественности, «так как сенатора просто хотят утопить по заказу сил, заинтересованных в переделе собственности на башкирском нефтяном рынке».
Следующее заседание по делу назначено на 11 августа. На предстоящем заседании сторона обвинения приступит к представлению своих доказательств.