При Министерстве юстиции появится совет «по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма». Соответствующий приказ 17 июля подписал глава ведомства Александр Коновалов. Согласно тексту опубликованного на сайте Минюста России документа, совет будет давать заключение о наличии или отсутствии признаков экстремизма в той или иной религиозной аудио- или видео-, а также печатной продукции, выпускаемой религиозными организациями или частными лицами. Как говорится в положении о совете, его главная задача — «максимальное привлечение общественности к выявлению и предупреждению случаев распространения информационных материалов, возбуждающих религиозную рознь или унижающих человеческое достоинство», а также подготовка предложений по устранению причин и условий, способствующих распространению таких материалов. Основанием для начала проверки может быть письмо из Минюста, а также прокуратуры, МВД и «других органов, уполномоченных в сфере противодействия экстремизму».
В состав совета войдут представители религиозных организаций и ученые-религиоведы. Но, когда именно станет известен список членов совета, «Газете.Ru» в Минюсте сказать не смогли, ответив, что «он пока утверждается».
По словам представителей Совета муфтиев России, глава которого Равиль Гайнутдин на выездном заседании Госсовета 11 марта в Туле и предложил создать проверяющий орган, вероятнее всего, в него войдут глава Центра изучения Кавказа и Средней Азии Дмитрий Фролов и ведущий научный сотрудник Института востоковедения Тауфик Ибрагим. «Мы очень рассчитываем, что они там будут. Насколько нам известно, их участие в совете очень вероятно», — сказали «Газете.Ru» в Совете муфтиев. Появления экспертного совета при Минюсте там ждали давно. На заседании в Туле Гайнутдин напомнил президенту Дмитрию Медведеву о скандале с включением в федеральный список экстремистской литературы 17 исламских книг. В августе 2007 года Бугурусланский городской суд Оренбургской области признал эти книги экстремистскими, а на скамье подсудимых в качестве распространителя оказался помощник ректора бугурусланского медресе «Аль-фуркан» Руслан Гизитдинов, который в итоге был приговорен к полутора годам за организацию экстремистской деятельности. Это судебное решение вызвало бурю негодования среди российских мусульман: Совет муфтиев России направил в адрес тогда еще президента Владимира Путина и правительства жалобу на решение суда о признании книг экстремистскими.
В обращении говорилось, что запрещение религиозной литературы может быть воспринято как возрождение цензуры и идеологического контроля.
«Тогда, в Туле, Равиль Гайнутдин объяснил, что пора прекращать практику, когда на основании решения районного суда в каком-нибудь регионе литература признается экстремистской. В тот раз нам было очень неприятно, потому что те книги признали экстремистскими на базе неграмотной экспертизы. В 2007 году экспертами были какие-то совершенно неизвестные люди, нанятые прокуратурой. С появлением этого совета экспертизу будут централизованно поручать настоящим профессионалам», — считают в Совете муфтиев России.
Глава правозащитной организации «Славянский правовой центр» Роман Лункин, специализирующийся на защите религиозных организаций от неграмотной экспертизы, согласен, что совет необходим, но, пока не составлен список его членов, «обольщаться не стоит».
Лункин и его коллеги-правозащитники уже несколько месяцев собирают подписи против участников еще одного совета при Минюсте — по проведению государственной религиоведческой экспертизы, в чьи задачи входит определение религиозного характера той или иной организации на основании учредительных документов. На основании этой информации орган должен выносить рекомендательные заключения — является организация сектой или нет. С апреля, когда стал известен список участников, Лункин и его единомышленники собирают подписи против присутствия в совете «некомпетентных людей». Они возражают против того, чтобы совет возглавлял сектовед Александр Дворкин, который в 1993 году придумал термин «тоталитарные секты» («организации, цель которых – получение прибыли ее руководителем и его окружением любыми путями, в том числе и религиозными»). В разное время тоталитарными сектами он называл то российских протестантов, то кришнаитов. «Создание нового совета – это хорошо, но не секрет, что представителей самых разных конфессий в России не устраивает деятельность Дворкина. Возможно, ошибки будут учтены, и таких людей туда больше не возьмут», — говорит правозащитник Лункин. Сектовед Дворкин отвечает, что обвинения в его адрес ему не понятны, так как «ни одной организации, будучи главой экспертного совета, он еще не запретил».
Глава «Славянского правового центра» всерьез опасается, что в новый совет наберут людей либо некомпетентных, либо настроенных на сотрудничество с центром Э МВД РФ.
«Я говорю о людях, которые, скорее, будут настроены назвать экстремистской любую брошюру», — пояснил Лункин.
По мнению члена Общественной палаты и главы Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, Минюст и вовсе ведет неправильную политику, а такое большое количество советов ему не нужно.
«Я считаю, что нельзя ограничивать человека в чтении литературы. Нам нужна общественная дискуссия и с националистическими, и с радикально исламскими литературами», — считает собеседник «Газеты.Ru».