В пятницу Московская межрегиональная транспортная прокуратура объявила о завершении проверки ОАО «Российские железные дороги». Компанию проверяли на соблюдение земельного законодательства. «Выявлены грубые нарушения закона, допускаемые со стороны ОАО РЖД», — так в пресс-службе прокуратуры обобщили результаты проведенного мероприятия.
Главное нарушение земельного законодательства — несоблюдение правил аренды.
В прокуратуре «Газете.Ru» пояснили, что переданные РЖД земли должны были еще несколько лет назад быть оформлены соответствующим образом — в частности, договоры аренды должны были пройти государственную регистрацию. Во многих отделениях РЖД участки (в основном относящиеся к так называемой полосе отвода) до сих пор эксплуатируются железной дорогой без всякого на то юридического основания. «Например, до настоящего времени не произведена государственная регистрация договоров на переданные ОАО РЖД 74 земельных участков, расположенных в Тамбовской и Липецкой областях», — рассказали в транспортной прокуратуре.
Но если это нарушение носит скорее технический характер, то передача этих участков в субаренду коммерческим предприятиям уже является незаконной сделкой.
По данным прокуратуры, только на московском участке Октябрьской железной дороги незаконно передано в субаренду 29 участков земли.
В качестве примера такой незаконной аренды в прокуратуре привели автостоянку, которая расположена на территории полосы отвода железной дороги вблизи станции Бирюлево-пассажирская. Договор с Московской железной дорогой истек несколько лет назад, но автостоянка никуда не делась.
«Есть, например, рынок на станции Ховрино Ленинградского направления, который начинается прямо на ответвлении одного из путей, ведущих на склады. Там каждый день идет активная торговля, часть лотков стоят фактически на рельсах. Там же образуется свалка отходов, которую никто не убирает», — рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников Октябрьской железной дороги, пожелавший остаться неназванным. На той же Октябрьской дороге, добавил источник, на станции Вышний Волочек в здании одного из пакгаузов (склада, который раньше использовался для временного хранения перевозимых по железной дороге грузов) расположены общежитие и кафе, никакого отношение к станции и железной дороге в целом не имеющие. «Это территория РЖД, и никаких учреждений общественного питания и общежитий, не связанных с РЖД, там быть не может. Однако сносить это здание или выселять арендаторов никто, кажется, не собирается», — отметил собеседник.
Другой сотрудник Московской железной дороги привел в пример известный блошиный рынок на платформе Марк Савеловского направления. «Там торговля ведется не только на каких-то ветках, которые могут и не относиться к РЖД, а принадлежать, допустим, предприятиям, но и прямо на боковых путях железной дороги. Периодически милиция устраивает какие-то показательные рейды, но потом все снова спокойно возвращаются», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Еще одна проблема, выявленная в ходе проверки, — нарушение руководством РЖД природоохранного законодательства. Вдоль железнодорожных путей слишком много свалок, заметили прокуроры.
Отношение к этим свалкам со стороны РЖД участники проверки охарактеризовали как «бездействие». «Мы принимаем меры по устранению свалок в полосах отвода, боремся с ними как можем. Но большую роль здесь играет человеческий фактор: например, часто рядом с железнодорожными путями стоят какие-нибудь гаражи, и местные жители, которым лень идти на помойку, бросают мусор на полосе отвода», — прокомментировали ситуацию со свалками в пресс-службе Московской железной дороги.
Однако сотрудники Октябрьской железной дороги говорят, что большую часть стихийных свалок устраивают сами работники РЖД — например, проводники поездов. Когда поезд высаживает пассажиров и отправляется в парк, они наводят в вагонах уборку, а накопившийся мусор выбрасывают прямо рядом с путями. «Это можно каждый день наблюдать в парке № 7 недалеко от платформы Останкино. Там все завалено мусором. Но проводники это делают, потому что в радиусе нескольких километров нормальной свалки с мусорными баками там просто нет», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Все выявленные в РЖД нарушения сотрудники Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обобщили и в виде представления направили президенту компании Владимиру Якунину. Он обязан «устранить все нарушения и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности».
В РЖД говорят, что письма от прокуроров пока не получали.
«Когда получим — посмотрим, что именно выявила прокуратура, и будем поступать в соответствии с законом. Те лица, которые допустили нарушения, понесут административное наказание», — заверил «Газету.Ru» пресс-секретарь компании Дмитрий Перцев. Руководство Московской железной дороги, где допущено большое количество нарушений, тоже пока не в курсе результатов проверки и к масштабной ликвидации свалок и незаконных рынков не приступало.