Ленинградскому вокзалу вернут его историческое название – Николаевский железнодорожный вокзал, заявил глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин.
Вокзал был построен в 1849 году. Первоначально его назвали Петербургский. Однако в 1855 году Александр II переименовал его в Николаевский – в честь своего отца, императора Николая I, при котором появилась железная дорога Санкт-Петербург — Москва.
Как сообщил «Газете.Ru» глава пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, переименование вокзала проводится в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между железнодорожным оператором и Московской патриархией Русской православной церкви. Этой программой, заявил он, предусмотрено возвращение вокзалу Москвы исторического названия. «Переименование связано с тем огромным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала», — сказал Перцев, добавив, что обоснованность такого решения подтверждена Федеральным агентством железнодорожного транспорта и департаментом транспорта и связи Москвы. Поменять вывеску на вокзале в РЖД, по словам Перцева, планируют уже через месяц.
Кроме того, РЖД собираются изменить и облик вокзала: в компании заявили, что по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры, к которым относится Ленинградский вокзал, разработан план «приведения здания в соответствие с историческим обликом».
В частности, по словам Перцева, на фасадах здания появятся государственные герб и флаг РФ. Кроме того, на территории вокзала будет построен храм Николая Чудотворца. Освящать еще не построенный храм планируется уже в декабре 2009 года.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», сколько будет потрачено на переименование и реставрацию старейшего московского вокзала, Перцев ответить не смог, но предположил, что сумма составит несколько миллионов рублей. «В любом случае деньги будут тратиться из бюджета РЖД. Кстати, право переименовывать вокзал мы имеем, так как мы являемся собственниками этого здания», — сказал он.
Сам Якунин, выступая в эфире «Эхо Москвы», заявил, что переименование Ленинградского вокзала – лишь начало.
«По всей видимости, мы будем такую работу проводить, – сказал он. — Никакой вакханалии, мы просто считаем, что это правильно делать. Более того, я сегодня получил по СМС несколько откликов людей, которые нас благодарят за это решение и поздравляют».
Правда, ближе к вечеру представители РЖД, утром говорившие о переименовании вокзала как о свершившемся факте, заявили, что приказ пока не подписан.
Советник Якунина Александр Пирков, со ссылкой на которого информагентства сообщали, что приказ о переименовании вокзала президент РЖД подписал еще в среду, опроверг эти слова. А пресс-служба железнодорожного оператора сообщила, что обсуждение вопроса о переименовании продолжается. «Участвовать в нем будут все те же стороны: патриархия, фонд «Возвращение» и наша компания», — пояснил Перцев, но подчеркнул, что одобрение транспортных столичных департаментов представители госмонополии все-таки получили.
В столичной мэрии комментировать заявления представителей РЖД отказались.
«Для меня самого это стало новостью, тем более что мэрии никто не о чем не сообщал, поэтому мы пока вряд ли что-то сможем ответить», — сказал «Газете.Ru» замруководителя пресс-службы мэрии Леонид Крутаков. В департаменте транспорта и связи Москвы и дорожном департаменте никаких комментариев вообще получить не удалось. Один из сотрудников департамента финансов на условиях анонимности сообщил «Газете.Ru», что его руководство вряд ли пойдет навстречу РЖД и будет выделять деньги, к примеру, на переименование московских карт. «Мы бы тоже хотели поучаствовать в этом обсуждении, потому что вопрос серьезный и в РЖД, по-моему, рубят с плеча», — сказал он.
Идею переименования вокзала поддержала только глава дома Романовых княгиня Мария Владимировна: по ее мнению, имя ее предка восстанавливают абсолютно правомерно, учитывая его вклад в развитие железных дорог России.
Остальные выступили против идеи переименования.
Депутаты Госдумы от фракций КПРФ и «Справедливая Россия» называли переименование вокзала идеологической провокацией. Зампред Госдумы Иван Мельников назвал идею о переименовании вокзала «чрезвычайным происшествием». «Нечего городить на пустом месте монархические традиции Российской империи. Это неуместно, дубовато и пошло», — добавил депутат.
Глава экспертного совета при главном архитекторе города Алексей Клименко считает, что переименовывать вокзал, не спросив москвичей, – это «хамство».
«Делать такое без референдума просто невозможно. У Якунина, как я понимаю, мания величия, но это просто неуважение к людям», — сказал он «Газете.Ru». Вместо того чтобы тратить деньги на реставрацию, лучше вставить выбитые окна в старых электричках и поменять в них неудобные деревянные лавки, считает Клименко.
В РЖД на критику никак не отреагировали. В Москве на месте Курского вокзала может появиться Нижегородский, Белорусский станет Брестским, Рижский — Виндавским, поезда в Киев будут отправляться с Брянского вокзала, а Савеловский вокзал станет называться Бутырским.