Губернатор Московской области Борис Громов отменил постановление о практически полной вырубке Химкинского леса «под инфраструктуру» для скоростной платной трассы Москва — Санкт-Петербург. Соответствующий документ губернатор подписал еще 4 июня, однако опубликовано оно было только 30 июня и на сайте Министерства транспорта. Из постановления № 436/22 следует, что «полоса отвода дороги» между 15-м и 58-м километрами трассы, куда как раз попадает Химкинский лес, теперь составит 100 метров с «уширением расположения транспортных развязок». Изначально планировалось, что вдоль дороги, которую правительство Московской области собирается проложить сквозь лес, будет зарезервировано около 3 км территории. Официально сообщалось, что это пространство необходимо для «обустройства инфраструктуры трассы», однако активисты движения «В защиту Химкинского леса» утверждали, что земельные участки планировалось отдать под постройку дорогостоящих коттеджей и элитных супермаркетов.
Теперь же 100 метров хватит разве что на автозаправочные станции.
На вопрос, почему было решено отказаться от предыдущего варианта, а также в связи с чем о решении сообщили только спустя месяц, в правительстве Московской области отвечают довольно путано. «Это не к нам, мы же не проектировщики. Насколько я знаю, просто рассматривали проект, и на какой-то стадии стало ясно, что нужно 100 метров вместе 3 тыс.», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь губернатора Громова Андрей Барковский. Не проясняет ситуации и сам документ. В нем лишь сообщается, что «органы местного самоуправления утвердили проекты границ земельных участков, необходимых для строительства дороги, определяющих полосу отвода дороги, предусмотренную проектом».
Так или иначе, активисты движения «В защиту Химкинского леса» считают это постановление «своей небольшой победой». «Мы действительно считаем, что выиграли бой, и считаем, что это во многом наша заслуга. Мы не против трассы как таковой, но мы предлагаем рассмотреть и еще несколько вариантов строительства: можно проложить тоннель под землей, а можно построить хайвэй. По этому вопросу мы активно общаемся со своими французскими «зелеными» коллегами, которые помогут нам направить соответствующее заявление в Европарламент», — сказала «Газете.Ru» глава движения Евгения Чирикова.
Постановление № 436/22 в своей борьбе за судьбу леса Чирикова считает решающим.
Первый раз активисты праздновали победу в декабре 2008 года, когда мэр Химок Владимир Стрельченко отменил собственное распоряжение о прокладке автотрассы Москва — Санкт-Петербург через лесной массив, и в том числе — распоряжение главы Химкинского района Московской области от 5.04.2005 № 367-р о предварительном размещении трассы М-10. Чирикова уверена, что оба решения подмосковные власти отменили из-за возникшего вокруг строительства трассы скандала. В ноябре прошлого года, когда был зверски избит главный редактор оппозиционной местным властям газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, ставший теперь инвалидом, он достиг апогея. «Неудивительно, что под давлением общественности Стрельченко пришлось отменять свое постановление», — считает Чирикова.
Впрочем, по мнению депутата Мосгордумы от партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который вместе с многими своими коллегами требовал от премьера Владимира Путина пересмотра плана строительства магистрали, обольщаться активистам не стоит.
«Начнем с того, что Стрельченко в декабре 2008 года просто предпринял пиар-ход. Его решение не имело никакой юридической силы, так как само решение о строительстве автомагистрали — федеральное, и глава городского округа никак не может его изменить. К тому же это было сделано незадолго до выборов мэров 1 марта, так что тут все ясно», — сказал он «Газете.Ru». Что до нового постановления, то и его Митрохин не считает победой. «Как я понял, те, кто собирается строить эту трассу, просто решили несколько поумерить аппетиты и просто пытаются пойти на небольшой компромисс и оставить в силе постройку заправок, — считает депутат, — но решение проложить трассу через Химкинский лес так и не отменено».