Давно ожидаемое секвестрование столичного бюджета практически состоялось. В среду Мосгордума приняла в первом чтении проект изменений в закон о бюджете 2009 года. Через неделю его, скорее всего, примут и в целом. Согласно документу, доходы столичной казны уменьшатся относительно запланированных еще на 417,3 млрд рублей (30%) и, включая субвенции и субсидии из федерального бюджета, не превысят 969,8 млрд рублей, расходы — на 294,5 млрд рублей (20%) и составят 1,1 трлн рублей. Дефицит бюджета, таким образом, составит 182,7 млрд рублей.
Как сообщил депутатам министр финансов столицы Юрий Коростелев, городская казна пустеет — поступление доходов в первые четыре месяца существенно отставало от плановых показателей, а сейчас «негативные тенденции» лишь усиливаются. По расчетам мэрии, сильнее всего — на 351,8 млрд рублей — сократится налог на прибыль из-за снижения потребления и падения цен на нефть и газ. Скажется и снижение деловой активности предприятий транспорта, телекоммуникационной отрасли и финансово-кредитных организаций. Под угрозой оказался и самый стабильный налог – на доходы физических лиц. Из-за сокращений, укороченной рабочей недели и отпусков без содержания бюджет недосчитается 94,1 млрд рублей.
При этом, по словам чиновника, прогноз столичных налоговиков еще более пессимистичный.
К 1 мая в бюджет города поступило всего 19,9% от утвержденного годового объема доходов и на 26% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Снижение налога на прибыль составило 41% от соответствующего периода 2008 года. На 26% меньше, чем в прошлом году, собрано неналоговых доходов — из-за отказов банков в выдаче кредитов участникам программы «Социальная ипотека» и низких показателей продажи жилья по программе «Молодой семье — доступное жилье».
Поэтому новый вариант бюджета, по словам министра финансов, «ориентирован на определение приоритетов в расходовании финансовых ресурсов и их оптимального распределения при решении главных задач». В частности, на прямую социальную поддержку населения, поддержание реального сектора экономики и систем жизнеобеспечения города, а также обеспечение минимально возможной инвестиционной деятельности.
Основной объем грядущих сокращений расходов касается бюджетных инвестиций.
В частности, адресная инвестиционная программа будет урезана на 43,3%, в результате в этом году построят в два раза меньше жилья, только 8 из запланированных 15 школ и 32 из 60 детских садов. Программа комплекса городского хозяйства сократится на 75 млрд рублей (27,1%), что не позволит запустить ни одного нового дорожно-строительного проекта. Ассигнования на текущий ремонт дорог урезаны на 17%, а на капитальный ремонт — на 30%, расходы на содержание объектов дорожного хозяйства — на 34%. Образование недосчиталось 23 млрд рублей, на 8 млрд рублей сократились ассигнования на здравоохранение, культуру и спорт.
До 15 млрд из запланированных 41 млрд сокращается программа капремонта жилого фонда столицы.
Впрочем, по мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии городского парламента Игоря Антонова, «нет худа без добра»: на качество капремонта идет сплошной поток жалоб, и снижение его объемов позволит избавиться от «проникших» в эту сферу случайных и недобросовестных подрядчиков.
Сокращения расходов комплекса социальной сферы составляют порядка 47 млрд рублей. Из них 43 млрд касаются капитальных вложений, а 4 млрд, как уверяют чиновники, — издержек: будут «оптимизированы» оплата труда и неукомплектованные штатные расписания. При этом все существующие социальные выплаты будут сохранены. В том числе и доплаты к пенсиям (несмотря на более чем трехмиллиардные сокращения на эти доплаты). Правда, как пояснил Коростелев, «с учетом обещанного федеральными властями повышения пенсий». Большие надежды возлагают столичные чиновники и на средства федерального бюджета, обещанные фонду обязательного медицинского страхования.
Как заявил председатель думской комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев, 7 млрд рублей, которые вносятся в фонд ОМС, хватит месяца на четыре и «необходимо предпринять законодательные шаги, чтобы нужные для Москвы средства из федерального центра поступали своевременно и в полном объеме».
По его словам, есть проблемы и с выделением из федеральной казны средств на пособия по безработице. А в связи со сворачиванием инвестпрограммы и работ по городскому хозяйству число безработных будет увеличиваться.
При этом городские власти нашли возможность для увеличения расходов на взносы в уставные капиталы ГУПов, Банка Москвы, Московской объединенной энергетической компании, ОЭК «Финанс», аэропорта Внуково, а также на объекты за пределами Москвы (от курортов до каменоломен). По словам яблочника Сергея Митрохина, на выделение безо всяких оснований более 5 млрд рублей в уставные капиталы неведомых ГУПов обратила внимание и Контрольно-счетная палата Москвы в своем заключении на предлагаемые в бюджет изменения.
Впрочем, по мнению оппозиционных депутатов, опасность сокращения доходной части бюджета, из которого вытекает секвестрование расходов, сознательно преувеличена.
«Налоговые поступления на доходы физических лиц планируются на 80% к утвержденному — у нас что, уже такая безработица? – заявил лидер фракции КПРФ Владимир Лакеев. – Сильно занижены и поступления от нефтегазовой отрасли, а сейчас конъюнктура меняется и цена на нефть начинает расти».
По словам Митрохина, прогноз КСП по налогу на прибыль отличается от расчетов мэрии на 100 млрд рублей. «Если осенью, когда набирали темп кризисные явления, прогнозы мэрии были явно завышенными, то теперь наши финансисты шарахаются в другую сторону, — заявил он. – Конечно, мэрия таким образом просто создает себе «подушку безопасности» и возможность для маневрирования. Но это же все делается за счет социалки».