В среду после почти двухлетнего перерыва состоялось заседание объединенной комиссии Московской городской думы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности. Сесть за стол переговоров соседей заставила надвигающаяся угроза мусорного коллапса в регионе. В оценке ситуации депутаты были единодушны.
Расположенные в Подмосковье полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) уже заполнены на 97%, и их емкости хватит от силы на 2–3 года.
Ежегодно Москва производит 5,5 млн тонн мусора, вывозя большую его часть — 4 млн тонн — на подмосковные полигоны. (Всего на 37 действующих в Московской области свалок ежегодно свозится около 7 млн тонн отходов.) Столичная коммунальная система по обращению с отходами работает следующим образом: 81% отходов свозится на свалки, 13% сжигается и только 6% поступает на переработку. Само полигонное хранение мусора назвать цивилизованным тоже нельзя. Опасные вещества попадают в почву и грунтовые воды, а продукты гниения могут самовоспламеняться, и горящие свалки отравляют воздух на многие километры вокруг.
Идея создания единой высокотехнологичной системы обращения с отходами и специального предприятия, которое занялось бы ее внедрением, тоже не вызвала особых разногласий. Но договориться о ее реализации депутатам так и не удалось.
Предложения Москвы озвучил зампред комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству Валерий Скобинов. По его словам, соседи должны объединить ресурсы и создать единую высокотехнологичную цепочку полного цикла на уже существующих полигонах — рекультивировать и построить тут же производства для сортировки и переработки отходов и их утилизации (сжигания и захоронения).
С экологией тут и так все плохо, зато имеются необходимая инфраструктура, подъездные пути и санитарно-защитная зона.
«В июле 2008 года руководители наших двух регионов подписали протокол, в который вошла и единая стратегия переработки и утилизации отходов, — отметил Скобинов. — Для этого есть все условия. Не чувствуется только особого желания реализовывать эту стратегию».
По мнению областных депутатов, строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) на подмосковных свалках — хороший вариант для Москвы. Для области это означает усиление нагрузки на экологию и социальное напряжение. «Построить завод непосредственно на свалке нельзя, для него все равно потребуются новые территории, — считает зампред комитета по экологической политике Мособлдумы Павел Грудинин. — И еще это заваленные мусором дороги к полигонам. Придите на любые общественные слушания — все против МСЗ».
Такие заводы надо строить там, где нет жителей в радиусе 50 км, проложить для этого дороги. Но вы же не хотите давать нам на это деньги из бюджета», — заявил Грудинин.
Москва должна раскошелиться, считает и спикер Мособлдумы Валерий Аксаков. Тем более что и проблем сегодня больше в столице. «Мы готовы к диалогу, но пора переходить от разговоров к делу, а то уже 10 лет собираемся и задаем друг другу одни и те же вопросы», — заявил он.
Москва, конечно, будет выделять средства на обеспечение условий для строительства, чтобы создать привлекательные условия для инвестора, возразила депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. Но больше ни на что бюджет денег не даст, тем более сейчас. «Проблема в Москве и области одна — протесты жителей при строительстве МСЗ, хотя в Европе заводы по утилизации вообще строят в жилых кварталах. Мы предлагаем строительство на действующих полигонах комплексов и тех заводов, против которых никто не будет протестовать. Если это возможно — давайте заниматься, нет — зачем время терять», — заявила Стебенкова.
По словам Скобинова, никто не посягает на новые подмосковные территории.
«Мы говорим о том, чтобы рекультивировать свалки, которые уже выведены из оборота и только создают проблемы, о том, чтобы бороться с этими язвами», — заявил он. «А у нас и так идет их культивация, — возразил замминистра экологии и природопользования области Сергей Гильдескиольд. — Есть и инвестпрограмма по комплексной переработке и утилизации, и предприятия. И уже в следующем году мы рассчитываем перерабатывать до 50% своих отходов. Но если коллеги не хотят этого знать — не надо».
«Коллеги, меньше подозрений, не надо искать виновных, — взмолился спикер Могордумы Владимир Платонов. — Острота обсуждения говорит о том, что мы на правильном пути. У нас уже нет бескрайних просторов для новых полигонов. Надо взять оптимальные технологии, которые будут минимально раздражать граждан, заниматься пропагандой и разъяснением».
А депутат Мосгордумы Игорь Протопопов даже привел положительный пример такой разъяснительной работы и самого сотрудничества соседей: московский Зеленоград «проработал» вопрос с Солнечногорским районом о строительстве МСЗ на его полигоне. Правда, спикер Мособлдумы тут же спустил его с небес на землю: «Вы договаривались со старым главой района, сейчас там власть сменилась».
«А давайте в Зеленограде построим МСЗ, и пусть весь Солнечногорский район возит туда свой мусор», — предложил Грудинин.
Впрочем, депутатам все же удалось найти общий язык. Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов мудро перевел стрелки на федеральный уровень. «Москва выполняет столичные функции, многочисленные федеральные учреждения тоже дают отходы, и программа по их утилизации должна быть трехсторонней», — предложил он. С ним тут же согласился сопредседатель учрежденной на заседании рабочей группы, депутат Мособлдумы Михаил Воронцов. Кроме того, по его мнению, следует обратиться к федеральным властям с предложением возобновить прекращенную еще в 2004 году федеральную экологическую программу «Отходы» и запустить ее пилотный вариант на территории Московского региона. На том и порешили.